Результаты контрольного мероприятия «Проверка реализации в 2014 году муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска на 2014 – 2016 годы»

Результаты контрольного мероприятия «Проверка реализации в 2014 году муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска на 2014 – 2016 годы»

Результаты контрольного мероприятия «Проверка реализации в 2014 году муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска на 2014 – 2016 годы»

В результате проведения контрольного мероприятия установлено:

1. Целью Программы является повышение эффективности управления муниципальным имуществом, осуществление эффективного управления и распоряжения земельными и лесными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Курск», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Курска.

Срок реализации Программы - 2014-2016 годы.

2. По результатам проведенной оценки качества формирования Программы отмечено следующее:

разделы Программы не соответствуют в полной мере требованиям, установленным в Порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Курска, утвержденным постановлением Администрации города Курска от 17.09.2013 года №3202, в целом Программа требует доработки, поскольку в ней не раскрыта взаимосвязь целей и задач с приоритетами социально-экономического развития города Курска, а также отсутствуют механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления муниципальным имуществом;

анализ планируемых расходов на реализацию программных мероприятий показал наличие признаков формального подхода к процедуре планирования (объем плановых показателей на 2014 год корректировался 5 раз, изменения в показатели объема финансирования Программы не всегда вносились с корректировкой показателей ожидаемых результатов и показателей для проведения оценки эффективности реализации Программы);

проведенный анализ параметров финансового обеспечения Программы в первоначальной и новой редакции свидетельствует о том, что изначально, при формировании программы, объем финансирования мероприятий привязан к возможностям бюджета, а не потребностям для достижения поставленной цели, изменения, вносимые в Программу, производятся практически под фактическое бюджетное финансирование для нивелирования фактов неосвоения бюджетных средств.

3. Программа не содержит мероприятий, которые включают комплекс мер направленных на мобилизацию доходной части бюджета, поиска резервов для ее увеличения (налоговые поступления по земельному налогу, повышение инвестиционной привлекательности муниципального недвижимого имущества, контроль за использованием по целевому назначению).

4. Отчет исполнения программных мероприятий представляет собой простую инвентаризацию выполненных (или невыполненных) мероприятий. В отчете отсутствует оценка достигнутых результатов и полученный эффект от выполнения программных действий, а, следовательно, отчет не дает возможности объективно оценить, как эффективность реализации Программы, так и эффективность управления муниципальной собственностью, не дает возможности оценить наличие проблем, возникших в ходе реализации Программы, что, как следствие, не позволяет своевременно принять меры по их устранению и (или) пересмотру программных мероприятий.

5. Практически все мероприятия Программы выполнены с отклонениями от планируемого объема финансирования, предусмотренного Программой, причинами которых являются:

снижение цены заключенных муниципальных контрактов по итогам проведенных запросов котировок и открытых аукционов в электронной форме по сравнению с ориентировочными начальными (максимальными) ценами муниципальных контрактов, заложенными при планировании в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»;

несогласованность действий ответственных исполнителей при реализации полномочий в рамках Федерального закона от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №159-ФЗ);

отсутствие финансового обеспечения Программных мероприятий;

неисполнение подрядчиками обязательств, определенных муниципальными контрактами.

6. Комплексный показатель эффективности реализации Программы (К), на конец 2014 года составил 139,3%, что превышает 85,0% (К>85,0%) и свидетельствует о высоком уровне эффективности Программы. Достижение такого высокого показателя обусловлено приведением планового финансирования в конце 2014 года в соответствие с фактически осуществленным по итогам года финансированием.

7. По состоянию на 01.01.2015 года расхождения стоимостных данных реестра имущества с данными на бумажных носителях составили: по недвижимому - 6 277 926,7 тыс. рублей, по движимому имуществу – 466 941,2 тыс. рублей.

8. Бюджетный учет муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, ведется при условии не соблюдения требований п.п.33, 382, 383, 384 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 года №157н, положений Федерального закона от 06.12.2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 приказа Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», приказа Минфина РФ от 13.06.1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

9. По состоянию на 01.01.2015 года действовало 3 238 договоров аренды, в том числе:

770 договоров аренды имущества (659 - аренды недвижимого имущества, 111 - аренды движимого имущества);

2 468 договоров аренды земельных участков (1 975 - аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, 493 – земель муниципальной собственности).

По состоянию на 01.01.2015 года сформировалась задолженность по арендной плате в размере 87 692,9 тыс. рублей, в том числе:

на долю задолженности перед Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – Комитет по имуществу) приходится 57% общей задолженности. В абсолютном выражении данный показатель составил 50 095,8 тыс. рублей (за недвижимое имущество – 36 479,4 тыс. рублей, движимое – 13 616,4 тыс. рублей);

на долю задолженности перед земельным комитетом города Курска (далее – Земельный комитет) приходится 43% общей задолженности, что в абсолютном выражении составляет 37 591,1 тыс. рублей (33 940,1 тыс. рублей - задолженность по аренде земель муниципальной собственности, 3 651,0 тыс. рублей – по аренде земель, государственная собственность на которые не разграничена).

В отношении Комитета по имуществу прослеживается рост:

задолженности по арендной плате на 12 058,2 тыс. рублей – от 38 037,6 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2014 года до 50 095,8 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2015 года;

рост числа должников, имеющих задолженность свыше 100 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2013 года число арендаторов-должников данной категории составляло 24, по состоянию на 01.01.2014 года – 40, по состоянию на 01.01.2015 - 48).

10. Общая задолженность ОАО «Предприятие по благоустройству города Курска» по состоянию на 01.01.2015 года составила порядка 30 000,0 тыс. рублей (27 432,0 тыс. рублей – имущество, 2 311,86 тыс. рублей - задолженность по аренде земельного участка). В аренде у юридического лица находится 21 объект недвижимого имущества и движимое имущество, общий годовой размер начислений по которому составляет порядка 8 700,0 тыс. рублей. Сложившаяся в отношении ОАО «Предприятие по благоустройству города Курска» ситуация в отношении задолженности не способствует достижению цели Программы – повышение эффективности управления муниципальным имуществом, поскольку основным критерием оценки экономической эффективности использования имущества является его доходность, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о принятии управленческих решений, направленных на сокращение задолженности юридического лица.

11. При проведении контрольного мероприятия установлены факты неисполнения арендаторами - должниками (например: НО ФОПП «Одно окно», ООО «Импекстрейд-Агро», ООО «ЮТК», ООО «Рекламная студия ДОМ», АНО НОУ ДО «МОЦ «АЙТЭК») судебных решений об освобождении помещений, принадлежащих муниципальному образованию «Город Курск», а также отсутствие со стороны Комитета по имуществу действенного контроля по данному направлению, выразившееся в длительном непринятии мер по направлению исполнительных листов в службу судебных приставов.

12. Тенденция сохранения имущества за арендаторами, систематически не исполняющими обязанности по уплате арендных платежей не согласуется с целью Программы, определяющей эффективное использование муниципального имущества и максимизации доходности от его использования, влечет ряд негативных последствий, а именно:

недопоступление средств в бюджет города Курска;

невозможность достижения наивысших показателей доходности имущества, отсутствие возможности осуществлять достоверное планирование;

судебные разбирательства по взысканию данной задолженности;

инфляционные риски в связи с длительным периодом взыскания задолженности.

13. Сумма задолженности по состоянию на 01.01.2015 года, образовавшейся в результате продажи муниципального недвижимого имущества в рамках реализации ФЗ №159-ФЗ составила 3 874,0 тыс. рублей, (88,2% или 3 415,3 тыс. рублей составляет задолженность ООО фирма «Манго»).

14. При проведении контрольного мероприятий установлено, что сумма задолженности по арендной плате в размере порядка 28 144,2 тыс. рублей в отношении 105 арендаторов не включена в состав дебиторской задолженности по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего казну, что повлекло за собой не достоверное ее отражение в бюджетной отчетности.

15. Несогласованность действий отраслевых органов Администрации города Курска (Комитета по имуществу, Земельного комитета, комитета архитектуры и градостроительства города Курска, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска) повлекла за собой утрату муниципальной собственности, расположенной по адресу г. Курск, ул. Коммунистическая, 4а (двухэтажное здание бани, литер А, площадью 918 кв.м; двухэтажное здание прачечной, литер Б, площадью 1 257,7 кв.м; одноэтажное здание гаража – склада, литер В2 площадью 697,8 кв.м; одноэтажное нежилое здание – котельной литер В1 площадью 359,4 кв. м.), в результате неисполнения ООО «Курская строительная компания» инвестиционного контракта №547 по реализации инвестиционного проекта по реконструкции, ремонту банно-прачечного комплекса, создала условия для неэффективного использования земельных ресурсов (арендная плата за использование земельного участка не поступила в размере 1 298,2 тыс. рублей), а также привела к отказу Арбитражным судом Курской области в возмещении муниципальному образованию ущерба в размере 5 095 500,0 рублей (в суде не доказан факт причинения ответчиком убытков, пропущены сроки исковой давности).

16. В результате анализа эффективности использования земельных участков установлена тенденция сокращения задолженности на 16 092,6 тыс. рублей – от 53 683,3 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2014 года до 37 591,1 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2015 года, в том числе в течение 2014 года:

задолженность по аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, сократилась на 7 643,1 тыс. рублей (от 41 583,2 тыс. рублей до 33 940,1 тыс. рублей).

задолженность по аренде земель, государственная собственность на которые не разграничена, сократилась на 8 449,5 тыс. рублей (от 12 100,5 тыс. рублей до 3 651,0 тыс. рублей).

17. 94% муниципальных земель находятся в пользовании муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ, с долей участия муниципального образования «Город Курск», при этом и уровень задолженности данных предприятий в общей задолженности по муниципальным землям по состоянию на 01.01.2015 года составляет порядка 92%.

18. За использование земель муниципальной собственности в 2014 году в бюджет города Курска фактически недопоступило 11 124,2 тыс. рублей, в том числе по использованию земель муниципальной собственности муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами с долей участия муниципального образования «Город Курск» - 9 012,0 тыс. рублей, что составляет 81% от недопоступившей суммы по использованию данной категории земельных ресурсов.

19. Установлены факты нарушения принципа платности использования земли, определенного ст.1 ЗК РФ, выразившиеся в несвоевременном начислении (отсутствии начислений) арендной платы за пользование земельными участками в период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года, использовании земельных участков без договорных отношений, приведшие в свою очередь недопоступлению в бюджет города Курска доходов и к недостоверности сведений, отраженных в бюджетной отчетности, а именно:

1) Несвоевременное начисление (отсутствие начислений) арендной платы за пользование земельными участками:

размер доначислененой суммы составил 1 837,8 тыс. рублей,

размер не исчисленной суммы составил 216,4 тыс. рублей;

2) использование арендаторами недвижимого имущества земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, при условии отсутствия договора аренды на земельный участок:

ООО «Инвест XX1» - земельный участок, расположенный по адресу г. Курск, ул. Суворовская, 134;

ООО «Константа» - земельный участок, расположенный по адресу г. Курск, ул. Овечкина,12 в (период 01.01.2008 года – 10.07.2014 года использование земельного участка осуществлялось без договорных отношений, исковые требования о взыскании 2 241 378,5 рублей, в т.ч.: неосновательного обогащения – 1 463 682,3 тыс. рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами – 777 696,2 тыс. рублей заявлены 17.06.2015 года);

3) Нарушение принципа платности использования земельных ресурсов прослеживается при анализе использования земельных участков, на которых располагались объекты, подлежащие сносу, а именно:

60% (из 28 проанализированных по 17 не заключались договора аренды) земельных участков использовались при условии отсутствия договорных отношений,

из 12 земельных участков, планируемых к реализации на торгах в 2014 году, по состоянию на 01.01.2015 года не реализован ни один;

в отношении 2-х арендаторов (ООО «БК-групп», Коклин С.И.) арендная плата за фактическое использование указанной категории земельных участков не исчислялась.

20. По результатам анализа использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлено несогласование данных о дебиторской задолженности, содержащихся в бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2015 года (24 216,1 тыс. рублей) с данными, представленными Земельным комитетом при проведении контрольного мероприятия (3 651,0 тыс. рублей). Причиной расхождений стал факт отсутствия в данных, представленных в ходе контрольного мероприятия, сведений о договорах аренды земельных ресурсов, полномочия по распоряжению которыми (в том числе и взыскание задолженности) переданы в комитет по управлению имуществом Курской области, в соответствии с Законом Курской области от 06.10.2006 года №65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области».

Указанный факт не дает в полной мере оценить как достоверность представленной информации, так и достоверность бюджетной отчетности, а также исключает возможность контроля за поступлением в бюджет города Куска доходов от использования, указанной категории земельных участков.

21. Поверкой расходования средств бюджета, направленных на реализацию в 2014 году программных мероприятий, установлено не исполнение ЗАО «Космогеоинформ» 4 муниципальных контрактов, заключенных с Земельным комитетом в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Общая сумма, на которую не исполнены контракты, составила 3 970,5 тыс. рублей. Предметом контрактов является выполнение кадастровых работ по земельным участкам, занятым автодорогами общего пользования.

22. Анализ исполнения мероприятий Программы показал, что возникновению коррупционных рисков в действии (бездействии) должностных лиц проверенных объектов способствует следующие факты:

отсутствие единого подхода к арендаторам недвижимого имущества, систематически нарушающим платежную дисциплину по арендным платежам при осуществлении работы с образовавшейся (просроченной) задолженностью, отсутствие действенного контроля за исполнением такой категории должников судебных решений;

отсутствие механизма взаимодействия между органом местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органом государственной власти Курской области по вопросу поступления в городской бюджет доходов от аренды земель государственная собственность на которые не разграничена, что делает не возможным осуществление действенного контроля за полнотой поступления в городской бюджет указанных доходов;

дублирование муниципальным казенным учреждением «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов» функций Комитета по имуществу и Земельного комитета;

низкая эффективность внутреннего контроля, выразившаяся в недостоверности данных бюджетной отчетности, наличии фактов утраты муниципального имущества; фактов использования земельных участков по истечении договорных отношений, неисчисление платы за фактическое использование земельного участка, длительное непринятие мер по реализации с торгов земельных участков, на которых располагались объекты недвижимого имущества, признанные аварийными и подлежащими сносу;

нарушение принципа платности использования земли, установленного ст.1 ЗК РФ, выразившееся в неисчислении арендной платы за пользование земельными ресурсами;

отсутствие согласованных действий Учреждения и Комитета по имуществу, выразившееся в длительном неприменении штрафных санкций, в отношении арендаторов, использующих муниципальное имущество с нарушение действующего законодательства.

По результатам контрольного мероприятия:

Комитету по имуществу направлено представление;

Земельному комитету направлено представление и предложения;

муниципальному казенному учреждению «Инспекция муниципального нежилого фонда и земельных ресурсов» направлены предложения;

главе Администрации города Курска направлена информация с результатами контрольного мероприятия и предложениями, для принятия мер;

копия отчета направлена Главе города Курска и в Курское городское Собрание

 

Вернуться к списку

Поиск по сайту