Анализ финансово-экономического состояния открытого акционерного общества «Предприятие по благоустройству города Курска» (далее – Предприятие) показал следующее.
Среди критических показателей финансового положения и результатов деятельности Предприятия можно выделить следующие:
критическое значение коэффициента автономии (-0,44), из-за фактического отсутствия собственного капитала;
чистые активы меньше уставного капитала, при этом за период имело место снижения величины чистых активов;
значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, равное -1,41, можно считать критическим;
коэффициент текущей (общей) ликвидности существенно ниже нормативного значения;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности существенно ниже нормального значения;
значительно ниже нормального значения коэффициент абсолютной ликвидности;
падение рентабельности продаж (-23,5 процентных пункта от рентабельности 1,9% за аналогичный период года, предшествующего отчётному);
отрицательное изменение собственного капитала относительно общего изменения активов Предприятия;
коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет -44% (нормальное значение для данной отрасли: 70% и более);
крайне неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств;
за последний год получен убыток от продаж (-31 802 тыс. руб.), причем наблюдалась отрицательная динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-34 547 тыс. руб.);
убыток от финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год составил -30 139 тыс. руб.;
отрицательная динамика финансового результата до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки Предприятия (-28,7 коп. от аналогичного показателя за аналогичный период года, предшествующего отчётному).
Значение коэффициента восстановления платежеспособности (0,12) указывает на отсутствие в ближайшее время реальной возможности восстановить нормальную платежеспособность.
Прочие доходы в 2015 и в 2016 годах на 93% и 89% соответственно сформированы за счет субсидии из городского бюджета.
Размер субсидии, предоставленной Предприятию, в 2015 году, составил 39 290,0 тыс. рублей на погашение задолженности и пени по арендной плате за пользование муниципальным имуществом в декабре 2015 года комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – Комитет по имуществу) перечислено 27 749,2 тыс. рублей.
В 2016 году Предприятию предоставлено 17 958,0 тыс. рублей субсидии – средства в полном объеме направлены на погашение задолженности по арендной плате в 4 квартале 2016 года.
Отсутствие у Предприятия возможности рассчитываться по арендным обязательствам сохранилось в 2017-2018 годах.
Размер начисленной арендной платы за 2017 год составил 841 087,15 рублей, перечисление арендной платы не осуществлялось.
Общая сумма кредиторской задолженности по арендным платежам в бюджет города Курска составила:
на 01.01.2017 года – 2 304,3 тыс. рублей;
на 01.01.2018 года – 3 145, 4 тыс. рублей;
на 30.10.2018 года – 3 468,0 тыс. рублей.
Платежеспособность Предприятия не могла быть восстановлена уже по состоянию на 01.01.2016 года. Нормативный коэффициент восстановления платежеспособности должен быть больше 1.
По состоянию на 01.01.2016 его значение составило 0,35, по состоянию на 01.01.2017 - 0,43, по состоянию на 01.01.2018 - 0,35.
Таким образом, уже по итогам 2015 года органам управления (генеральному директору и совету директоров) Предприятия необходимо было проводить детальный анализ затрат, позволяющий оценить эффективность использования всех ресурсов Предприятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.
Согласно отчетным данным по итогам 2017 года Предприятием получен убыток в размере – 30 139,0 тыс. рублей.
По итогам 2015 и 2016 годов получена прибыль в размере 128,0 тыс. рублей и 131,0 тыс. рублей соответственно.
Резкий скачек финансового результата Предприятия в сторону уменьшения, при условии отсутствия значимых изменений внешних факторов влияющих на деятельность Предприятия (внешние факторы это факторы которые Предприятие не может изменить, но должно учитывать при осуществлении своей деятельности, например: конкурентная среда, потребители, законодательство), свидетельствует о том, что сформированный по итогам 2017 года убыток в размере 31,0 млн. рублей обусловлен внутренними факторами, отрицательно повлиявшими на финансовый результат деятельности Предприятия.
Оценка основных внутренних факторов (объем продаж, себестоимость, структура затрат), повлиявших на финансовый результат. Оценка осуществлена на основании отчетных данных и выборочного анализа фактов хозяйственной деятельности, имеющих весомое влияние на финансовый результат.
Возможность проверки первичных документов в ходе контрольного мероприятия ограничена, по причине их изъятия правоохранительными органами.
В период с 2012-2018 года Предприятием заключено с комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ) 135 муниципальных контрактов на сумму 1 007,0 млн. рублей. Муниципальные контракты заключались по результатам торгов.
В ряде случаев первоначальная цена муниципального контракта, заявленная заказчиком, существенно отличалась от цены, по которой Предприятие заключало муниципальный контракт как победитель торгов.
Падение цены по ряду муниципальных контрактов находилось в диапазоне от 0,03% до 75%.
Суммарное снижение цены муниципальных контрактов в период с 2012 года по 2018 год составило 26 726 806,64 рублей.
Количество муниципальных контрактов, заключенных с понижением цены свыше 25% в период 2012 - 2018 годы составило 16 муниципальных контрактов, основная их часть была заключена в 2015 - 2017 годах - 11 муниципальных контрактов.
Экономическое обоснование целесообразности снижения цены муниципальных контрактов отсутствует, анализ экономической результативности исполнения муниципальных контрактов, заключенных с понижением цены, Предприятием не осуществлялся (прибыльность или убыточность выполненных работ по муниципальному контракту не оценивалась).
Предприятием в 2016 году заключены трехгодичные муниципальные контракты на содержание дорог и тротуаров Центрального и Железнодорожного округов города Курска.
Работы по указанным муниципальным контрактам осуществлялись в период 2016-2017 годы по техническому заданию, выданному заказчиком (Комитетом ЖКХ).
Согласно техническим заданиям:
- по Центральному округу города Курска ежемесячно в среднем подлежит уборке 351,09 тыс. м2 или 16-17 улиц;
- по Железнодорожному округу города Курска - 113, тыс. м2 или 7-8 улиц.
Согласно пояснений, представленных Предприятием, перечень улиц фактически обслуживаемых Предприятием превышает поименованный в технических заданиях. Однако перечень таких улиц при проведении контрольного мероприятия не представлен, учет затрат на их уборку обособлено не осуществляется в связи с чем, обосновать объем дополнительной финансовой нагрузки на Предприятие, повлиявшей на финансовый результат Предприятия, не представляется возможным.
При выполнении Предприятием работ по содержанию дорог и тротуаров Центрального и Железнодорожного округов города Курска, в рамках заключенных муниципальных контрактов установлены случаи выполнения работ прочими подрядчиками на основании договоров субподряда, что противоречит п.1.4 муниципального контракта (по Центральному округу №0144300004114000202-0222434-01 от 26.12.2014, №0144300004115000090-0222434-02 от 19.01.2016; по Железнодорожному округу №0144300004114000201-0222434-01 от 26.12.2014, №0144300004115000091-0222434-02 от 01.02.2016).
Факт передачи исполнения муниципальных контрактов субподрядчиками, свидетельствует о том, что Предприятие не имеет достаточной материально-технической базы для исполнения работ по заключенным муниципальным контрактам.
В 2015 - 2017 годы приемка и оплата выполненных работ по содержанию дорог и тротуаров осуществлялась с применением необоснованно приятого тарифа (17,16 рублей за 1 м2) на услуги механизированной и ручной уборки городских территорий города Курска. Использование для заключения договоров тарифа, применяемого в 2012 году для применения ОАО «Дорсервис», противоречит требованиям ФСТ России от 07.07.2014 №С3-7270/05, Предприятие не является правопреемником ОАО «Дорсервис», поэтому использование тарифа 17,16 за 1 м2 не обосновано.
Расчет средней стоимости содержания 1 кв.м в месяц проезжей части дорог, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц и мостов на территории города Курска на 2012 год осуществлен ООО «Независимая экспертиза коммунальных систем и тарифов». По результатам оценки средняя стоимость содержания 1 кв. м городских территорий в месяц составил 17,16 рублей, с учетом НДС (18%) 20,25 рублей. Использование такого тарифа является фактором, отрицательно влияющим на формирование финансового результата Предприятия, приводящим к недополучению Предприятием дохода (по состоянию на 30.11.2018 затраты, учитываемые при расчете тарифа, не могут соответствовать уровню затрат 2012 года и, как следствие, действующий тариф имеет заниженное значение).
Нарушение платежеспособности повлекло за собой привлечение заемных средств.
В период с 2012 по 01.10.2017 займы предоставлены физическими лицами, которые являлись сотрудниками Предприятия.
Займы предоставили: генеральный директор, заместитель генерального директора, главный инженер, главный механик, начальник участка.
Годовой процент, под который предоставлены займы, находится в пределах от 21% до 28%.
По состоянию на 01.10.2017 обязательства перед сотрудниками предприятия по займам погашены в полном объеме.
Цель использования займов – расходы на осуществление текущей деятельности, а именно:
выдача под отчет физическим лицам для приобретения ГСМ, запчастей, оплату за оказание услуг;
получение банковской гарантии для обеспечения муниципальных контрактов на выполнение работ по итогам аукционов.
Анализ структуры затрат, показал, что наибольшую долю в запасах имеют строительные материалы (98% на 31.10.2018), поэтому детальный анализ проводился именно в отношении этих запасов.
Анализ счета 10.8 «Строительные материалы» осуществлен с использованием данных бухгалтерских регистров, пояснений сотрудников Предприятия, без использования первичной документации по причине ее изъятия правоохранительными органами.
Для осуществления анализа использованы данные аудиторского заключения, результаты которого Предприятие не оспаривало.
Проведенный анализ показал завышение стоимости песка, числящегося на остатке материально-производственных запасов (далее – МПЗ) по состоянию на 01.01.2018. Завышение связано некорректным излишним отнесением на стоимость песка затрат по его заготовке.
Так, по данным Предприятия, на стоимость песка отнесены затраты по его заготовке в сумме 24 079 215,0 рублей.
Сумма расходов, подлежащая отнесению на стоимость песка, составила 5 183 426,85 рублей.
Количество ГСМ, списанного на стоимость песка, а также стоимости запасных частей, стоимости уплаченной подрядным организациям за ремонт узлов и агрегатов автотранспортной техники, используемой при заготовлении песка, заработной платы работников, занятых в заготовке песка, транспортно-заготовительных расходы, отнесенные на стоимость песка завышены на 18 895 788,15 рублей.
В декабре 2017 года для приготовление песко-соляной смеси израсходовано 4 975 куб. м песка. В результате его выбытия фактическая стоимость песка, использованного при изготовлении песко-соляной смеси учитываемой на счете 10.8 «Строительные материалы», завышена на 5 177 366,41 рублей, следовательно, стоимость песка на конец отчетного периода завышена на сумму 13 718 421,74 рублей. В результате искажения стоимости песка, израсходованного на изготовление песко-соляной смеси, выявлено искажение стоимости песко-соляной смеси по состоянию на 31.12.2017 на сумму 3 091610,08 рублей.
В результате некорректного формирования транспортно-заготовительных расходов стоимость МПЗ, учитываемых на счете 10.8 «Строительные материалы», завышена на 16 810 031,99 рублей (13 718 421,74 рубля + 3 091 610,08 рублей). Как следствие, на эту же сумму завышен финансовый результат.
В результате выявленных нарушений стоимость запасов Предприятия была завышена на 16 810 031,99 рублей, себестоимость продаж занижена на 16 810 031, 09 рублей, соответственно финансовый результат завышен 16 810 031,99 рублей.
Должностными лицами не приняты достаточные меры по учету МПЗ, контролю за их использованием и обоснованностью отнесения на затраты Предприятия – фактор, отрицательно повлиявший на финансовый результат Предприятия, а именно:
результаты инвентаризации и пояснения материально ответственных лиц и главного бухгалтера свидетельствуют о неисполнении Предприятием порядка проведения инвентаризации МПЗ, установленного п.135 методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (далее- Методические указания) (в описи данные об остатках песка (ед. измерения м3), песко-соляной смеси (ед. измерения м3), концентрата минерального - галит 4-РУ марка «В» (ед. измерения т) внесены по данным учета без проверки их фактического наличия);
фактический замер этих материалов не проводился, из-за отсутствия технических средств;
учет отпуска песка для приготовления песко-соляной смеси и оформление операций по внутреннему их перемещению осуществляется с нарушением п.252 Методических указаний (для проверки не представлены документы в подтверждение, что отпуск песка для приготовления песко-соляной смеси осуществляется по фактическому весу или объему).
В соответствии с п.252 Методических рекомендаций количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий, уголь и т.п.) при невозможности отпуска их по фактическому весу или объему допускается определять на основе проведения периодических, не реже одного раза в месяц, инвентаризаций остатков этих материалов, проводимых комиссией. Результаты инвентаризации оформляются актом.
Расход материала определяется как разница между остатком по учетным данным к моменту проведения инвентаризации и фактическим наличием, определенным инвентаризацией.
Акты инвентаризации, подтверждающие соблюдение требований п.252 Методических указаний, не представлены.
Таким образом, инвентаризация песка фактически не осуществлялась в течение всего периода осуществления деятельности Предприятия. Результаты инвентаризации МПЗ не могут считаться достоверными, что влечет за собой не только искажений бухгалтерской отчетности, но и риски использования песка не по назначению и, как следствие, необоснованное списание затрат на себестоимость выполняемых Предприятием работ (услуг) и искажение финансового результата.
При проведении контрольного мероприятия отсутствие должного контроля за экономической обоснованностью расходов произведенных на приобретение ГСМ, запасных частей, на осуществление текущего и капитального ремонта автотранспорта.
Затраты по установке и обслуживанию системы ГЛОНАС не только не обеспечили планируемый эффект от ее использования (контроль за эффективностью затрат на ГСМ и транспортные средства), но и сформировали кредиторскую задолженность, негативно влияющую на деятельность Предприятия, в размере 535 255,0 рублей.
Анализ обоснованности расходов показал, что в ряде случаев Предприятием принимались решения о проведении хозяйственных операций, результатом которых стало формирование убытков Предприятия.
Так, по состоянию на 01.01.2018 остаток на счете 007 «Списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов» составил 16 486 367,97 рублей.
В 2015 году на основании приказа руководителя №138 от 31.12.2015 осуществлено списание 16 086 160,0 рублей безнадежной к взысканию задолженности.
В 2017 году на основании приказа руководителя №215 от 29.12.2017 осуществлено списание 10 491,20 рублей безнадежной к взысканию задолженности.
Задолженность представлена задолженностью Предприятия перед ОАО «Дорсервис», сформированной в 2012-2013 годах.
Документы, подтверждающие принятие мер по взысканию указанной задолженности, не представлены.
Дебиторская задолженность образовалась в результате:
погашения Предприятием кредиторской задолженности за ОАО «Дорсервис»;
проведения процедуры зачета взаимных требований.
В период с 21.02.2012 по 06.05.2015 Предприятие направило ОАО «Дорсервис» средства 35 848 175,90 рублей. В свою очередь ОАО «Дорсервис» оказало услуг (выполнило работ) на сумму 19 762 015, 22 рублей.
По состоянию на 30.11.2015 дебиторская задолженность ОАО «Дорсервис» перед Предприятием составила 16 086 160 рублей. При этом ОАО «Дорсервис» 24.04.2012 решением суда признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Однако несмотря этот факт, начиная с 30.04.2012 по апрель 2013 года Предприятие осуществило:
оплату кредиторской задолженности за ОАО «Дорсервис» в размере 16 637 226,08 рублей, в том числе путем взаимозачета (пояснения Предприятия);
зачеты по оплате коммунальных услуг и по договорам за выполнение работ на сумму 5 549 258,07 рубля;
заключение возмездных договоры по переуступке права требования кредиторской задолженности у ОАО «Дорсервис» на сумму 7 936 196, 41 рублей.
Осуществленные вышеуказанных платежей (зачетов) не соответствуют принципу экономической обоснованности и эффективности и являются фактором, негативно повлиявшим на финансовый результат Предприятия.
Нарушение платежеспособности привело к возникновению штрафов за нарушение договорных обстоятельств 3 805 579,67 рублей, влекущих за собой помимо финансовой нагрузки ухудшение деловой репутации Предприятия.
Установлены факты отнесения расходов на содержание теплицы (освещение, отопление, вода) на затраты по основному виду деятельности, при условии отсутствия теплицы на балансе Предприятия, что, как следствие, влечет за собой риски признания расходов экономически не обоснованными.
По состоянию на 30.10.2018 у Предприятия сформирована дебиторская задолженность в размере 33 224,0 тыс. рублей, на 90 % (29 821 тыс. рублей) представленная задолженностью Комитета ЖКХ.
В период с 01.09.2018 по 27.11.2018 Комитетом ЖКХ Предприятию перечислено 62 514,0 тыс. рублей.
В период с 15.09.2018 по 27.11.2018 Предприятие оплатило ООО «Благоустройство» за выполненные работы по договорам субподряда 41 636,5 тыс. рублей. Предметом договора субподряда от 18.09.2018 являются работы по содержанию дорог и тротуаров в Центральном и Железнодорожном округах города Курска, поименованные в технических заданиях к муниципальным контрактам №0144300004115000091-0222434-02 от 01.03.2018, №0144300004118000009-0222434-01 от 01.03.2013, заключенных между Предприятием и Комитетом ЖКХ.
Предприятием с ООО «Благоустройство», дополнительно к заключенному договору субподряда, заключен договор подряда предметом, которого является содержание дорог и тротуаров, перечень которых не включается в технические задания Комитета ЖКХ, направляемые Предприятию.
Целесообразность и законность, заключенного договора подряда накануне банкротства Предприятия сомнительны. При дефиците денежных средств Предприятие берет на себя дополнительные обязательства, справиться с которыми Предприятие не сможет, что, как следствие, приведет к наращиванию кредиторской задолженности и утрате оставшегося в собственности Предприятия имущества.
По состоянию на 30.10.2018 кредиторская задолженность составила 114 571 тыс. рублей, в том числе просроченная – 95 526,0 рублей.
Наибольший удельный вес кредиторской задолженности приходится на задолженность перед бюджетом:
- начисления на заработную плату 25 910,0 тыс. рублей,
- налоги - 33 248,0 тыс. рублей,
- задолженность по арендным платежам -19 406,0 тыс. рублей;
- задолженность перед поставщиками и подрядчикам – 26 678,0 тыс. рублей.
Положение о внутреннем контроле на Предприятия отсутствует, внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности не осуществляется (нарушение п.19 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Результаты анализа отдельных фактов хозяйственной жизни Предприятия свидетельствуют об отсутствии на Предприятии должного контроля со стороны органов управления, принятые управленческие решения не эффективны, что отрицательно повлияло на финансовый результат деятельности Предприятия.