Контрольно-счетную палату традиционно воспринимают как орган, который осуществляет контроль за расходованием средств бюджета. И это действительно наша задача. Однако, наша цель – оказание помощи в развитии и совершенствовании муниципального управления.
Нами проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета и подготовлено заключение на отчет об исполнении бюджета города Курска за 2021 год.
Это одна из основных задач Контрольно-счетной палаты как органа внешнего муниципального финансового контроля.
Ключевая задача бюджета – главного финансового документа города, обеспечивать развитие города, обеспечить результат, который осязаем для граждан.
Анализ основных показателей отчета об исполнении бюджета показал.
Некоторые показатели, характеризующие качество исполнения бюджета в 2021 году, улучшились, в том числе:
уровень бюджетной обеспеченности по расходам на 1 жителя увеличился с 28,8 тыс.рублей/чел. в 2020 году до 33,8 тыс.рублей/чел. в 2021 году;
уровень бюджетной результативности (отношение налоговых и неналоговых доходов к численности населения) повысился с 9,6 тыс.рублей/чел. в 2020 году до 11,4 тыс.рублей/чел. в 2021 году;
уровень бюджетного покрытия (отношение общей суммы доходов к общей сумме расходов) вырос с 0,98 в 2020 году до 1,03 в 2021 году, однако высокое значение показателя сложилось в связи с неполным освоением расходов в отчетном финансовом году (95,7%) на фоне небольшого перевыполнения плана по доходам (101,0%).
Фактическое исполнение доходов бюджета города отличается от первоначально запланированных показателей. В прошедшем году поступления доходов увеличились по сравнению с 2020 годом на 20,8%. Это говорит о необходимости повышения точности и качества прогнозируемых доходов бюджета. Несмотря на проводимую комитетом финансов города Курска и Контрольно-счетной палатой работу, некоторые методики прогнозирования доходов не в полной мере соответствуют установленным Общим требованиям к ним.
Основными системными нарушениями являются: неправильное применение метода прогнозирования, применение алгоритма расчета без учета оценки результатов работы по взысканию задолженности, неприменение единых подходов к прогнозированию в текущем финансовом году, очередном финансовом году и плановом периоде, прогнозирование не по всем кодам классификации доходов, используемым для расчета прогнозного объема поступлений.
Выявлены факты осуществления не на должном уровне полномочий администраторов доходов в части учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности.
По мнению Контрольно-счетной палаты, имеются потенциальные резервы дополнительных поступлений в бюджет. Дополнительные поступления в доход бюджета могли быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по погашению имеющейся задолженности, взысканию до начисленных платежей по результатам контрольной работы, совершенствованию контроля за поступлениями. Резервом дополнительных поступлений доходов является работа по устранению условий, способствующих росту дебиторской задолженности по доходам, предусматривающая системные меры по повышению эффективности работы всех главных администраторов доходов бюджета.
Одним из ключевых направлений бюджетной политики города остается вопрос обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета.
Расходы бюджета в 2021 году относительно 2020 года увеличились на 16,5%. По итогам 2021 года уровень исполнения расходов составил 95,7% от уточненных плановых назначений. Бюджет принят в программном формате.
Как и в предыдущие годы, в 2021 году муниципальные программы содержали системные недостатки, на которые обращала внимание Контрольно-счетная палата, в том числе несоответствие документам стратегического планирования, неконкретность показателей, позволяющих оценить, как результаты их исполнения повлияли на достижение конечного результата, слабовыраженная динамика показателей. Данные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования муниципальных программ.
Контрольно-счетная палата ежегодно отмечает практику внесения изменений в параметры муниципальных программ, в том числе в финансовое обеспечение муниципальных программ без внесения изменений в состав и значения целевых показателей (индикаторов), обращает внимание на необходимость своевременного исполнения расходов на реализацию муниципальных программ, выполнения контрольных событий ответственными исполнителями в целях минимизации рисков их неисполнения и не достижения целевых показателей (индикаторов) муниципальных программ.
В целях соблюдения принципа сбалансированности системы стратегического планирования в городе, при рассмотрении изменений в муниципальные программы города в течение года, Контрольно-счетной палатой формировались соответствующие предложения в адрес главных администраторов о проведении работы, направленной на проверку согласованности целей, отраженных в документах стратегического планирования.
Контрольно-счетная палата видит необходимость в усилении контроля за качеством управления муниципальными программами.
В 2021 году муниципальное образование «Город Курск» принимало участие в реализации 4 национальных проектов. Национальные проекты интегрированы в структуру муниципальных программ, а соответствующие бюджетные ассигнования обособлены отдельными кодами бюджетной классификации.
Результаты ежеквартального мониторинга, проводимого Контрольно-счетной палатой в течение года, выявляли недостатки, которые могли привести к возникновению рисков не достижения или несвоевременного достижения запланированных значений показателей: в 2021 году сохранялась тенденция неравномерного освоения бюджетных ассигнований.
Ежегодно первоначально запланированный прогноз расходов бюджета значительно отличается от показателей уточненной сводной бюджетной росписи. При этом ежегодно увеличиваемые показатели по расходам не исполняются на 100,0% (исполнение 2021 года – 95,7%).
Основные параметры бюджета в 2021 году позволили вывести показатели долговой нагрузки на бюджет на более безопасный уровень. В 2021 году наблюдается сокращение муниципального долга на 13,4% по сравнению с началом года, в том числе за счет реструктуризация денежных обязательств муниципального образования «Город Курск» перед областным бюджетом по реструктурированным в 2015 году бюджетным кредитам.
В структуре муниципального долга преобладают кредиты кредитных организаций (ежегодно более 75,0%). Наблюдается ежегодный рост доли кредитов кредитных организаций в структуре муниципального долга.
Случаи несоблюдения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в процессе управления муниципальным долгом не выявлены.
Следует обратить внимание на результаты внешней проверки, поскольку они требуют внимания при исполнении бюджета в текущем году и при планировании бюджета на следующий год.
Внешней проверкой охвачена отчетность всех главных администраторов средств бюджета города: проведено 8 контрольных и 16 экспертно-аналитических мероприятий.
При проведении внешней проверки объектом проверки в первую очередь являются показатели форм бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность должна содержать достоверные сведения о деятельности. За искажение (предоставление недостоверных) сведений предусмотрена административная ответственность.
Важное нововведение при формировании и предоставлении бюджетной отчетности за 2021 год - это требование об обязательном наличии аудиторского заключения о подтверждении достоверности годовой бюджетной отчетности, в т.ч. соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности за отчетный финансовый год. И, только если информация, содержащаяся в бюджетной отчетности и в пояснениях к ней, отвечает установленным характеристикам, а в ходе аудиторского мероприятия не выявлены существенные ошибки, нарушения и недостатки, бюджетная отчетность может быть достоверной. В связи с чем, при проведении внешней проверки, большое внимание было уделено проверке организации и проведения внутреннего финансового аудита главными администраторами средств бюджета.
В 2021 году главными администраторами средств бюджета планирование, проведение и реализация результатов внутреннего финансового аудита осуществлялись в целом в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. Однако, у 5 главных администраторов выявлены нарушения при проведении внутреннего финансового аудита, а у 2 главных администраторов внутренний финансовый аудит не проводился (находятся в стадии ликвидации). В результате чего у этих главных администраторов возникают риски искажения отчетности.
Кроме этого, внешней проверкой выявлены нарушения:
- при применении учетной политики, проведении инвентаризации, осуществлении учета;
- не применения положений всех требуемых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;
- искажения показателей бюджетной отчетности, не соответствия нормативным требованиям к полноте бюджетной отчетности, корректности заполнения представленных форм отчетности;
- при списании дебиторской задолженности;
- ненадлежащего осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета.
Практически все выявленные нарушения имеют систематический характер. На это оказывают влияние такие факторы как: низкое качество внутреннего контроля, отсутствие регулярного повышения квалификации ответственных сотрудников, отсутствие действенного контроля со стороны главных распорядителей за подведомственными получателями, текучесть кадров бухгалтерского состава. Кроме того, необходимо своевременно обращать внимание на изменения действующего законодательства, регулярно следить и вносить изменения и дополнения в действующие муниципальные правовые акты, локальные акты учреждений.
Выявленные в результате внешней проверки систематические нарушения не позволяют главным администраторам в полной мере обеспечивать подтверждение соблюдения единого порядка составления и предоставления бюджетной отчетности, соответствия состава бюджетной отчетности и содержания форм отчетности нормам действующего законодательства.
По результатам внешней проверки Контрольно-счетной палатой предложено главным администраторам провести работу по устранению нарушений и недостатков ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
В целом при исполнении бюджета удалось сохранить приоритетные направления, определенные еще на этапе формирования и принятия бюджета.