До утверждения Курским городским Собранием проекта местного бюджета данный проект подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях с участием жителей муниципального образования.
Для ознакомления граждан (заинтересованных пользователей) с задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, основными условиями формирования бюджета, источниками доходов бюджета, обоснованиями бюджетных расходов, а также вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений разрабатывается бюджет для граждан.
Проект бюджета города Курска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в форме бюджета для граждан представлен на сайтах Главы города Курска и Курского городского Собрания, Администрации города Курска.
По итогам рассмотрения бюджета для граждан, представленного на обсуждение на публичных слушаниях, с учетом результатов проведенных в текущем году мероприятий считаем необходимым обратить внимание на следующее.
Проектом местного бюджета предусмотрено в 2016 году снижение доходной части на 8,2% к уровню ожидаемого исполнения 2015 года, в том числе снижение доходной части за счет налоговых и неналоговых доходов на 0,8%.
На 2017 год планируется снижение доходной части за счет налоговых и неналоговых доходов на 4,8% к уровню ожидаемого исполнения 2015 года и снижение на 4,1% к уровню 2016 года, на 2018 год снижение доходной части на 12,1% к уровню 2015 года и снижение на 7,6% к уровню 2017 года.
Доля неналоговых доходов в доходной части местного бюджета динамично снижается. К концу трехлетнего периода совокупный доход местного бюджета от неналоговых доходов сократится на 60,2%.
Основной удельный вес в структуре неналоговых доходов в планируемом 2016 году – 54,5% занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2017 году их доля составляет 64,1%, в 2018 году – 65,1% (в 2015 году – 58,4%).
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, планируются в 2016 году ниже уровня ожидаемого поступления в 2015 году на 19,9%, в 2017 году на 15,5% ниже уровня 2016 года, в 2018 году на 0,9% ниже уровня 2017 года.
Наибольший удельный вес в общей сумме доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, приходится на арендную плату за земельные участки до разграничения собственности на землю в 2016 году – 56,6%, в 2017 году – 50,4%, в 2018 году – 50,9% (в 2015 году – 52,6%). Сумма поступлений в 2016 году планируется на 13,8% ниже ожидаемого поступления в 2015 году, поступления в 2017-2018 годах планируются ниже 2016 года на 24,7%.
Поступления от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Курск», в 2016 составляют 5,8%, в 2017 году – 6,7%, в 2018 году – 6,9% от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2015 году – 8,1%). Поступления планируются в 2016 году на 42,5% ниже ожидаемых поступлений в 2015 году, в 2017-2018 годах на уровне 2016 года.
Анализ задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, являющихся собственностью муниципального образования «Город Курск», а также государственная собственность на которые не разграничена в отношении арендаторов, имеющих задолженность перед земельным комитетом города Курска свыше 10,0 тыс.рублей, показал следующее:
на 1 января 2015 года задолженность указанной категории арендаторов составила 36500,039 тыс.рублей;
на 1 сентября 2015 года задолженность указанной категории арендаторов составляет 28564,115 тыс.рублей, прослеживается тенденция сокращения на 7935,924 тыс.рублей.
За период с 1 января по 1 сентября 2015 года задолженность по арендной плате за пользование земельными участками оплачена в размере 12184,314 тыс.рублей, в том числе оплачена в полном объеме 5 арендаторами в размере 80,414 тыс.рублей, оплачена частично 25 арендаторами в размере 12103,900 тыс.рублей. Рост задолженности наблюдается в отношении 40 арендаторов и составил 4522,473 тыс.рублей. Размер задолженности находится на уровне задолженности, сформированной по состоянию на 1 января 2015 года (не изменился), у 6 арендаторов и составил 1635,831 тыс.рублей.
Доходы от сдачи в аренду имущества в 2016 составляют 23,8%, в 2017 году – 27,1%, в 2018 году – 26,6% от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2015 году – 29,4%). Поступления планируются в 2016 году на 35,0% меньше ожидаемых поступлений в 2015 году, в 2017 году на 4,5% меньше уровня 2016 года, в 2018 году на 2,4% меньше уровня 2017 года.
Анализ задолженности по арендной плате за использование муниципального имущества в отношении арендаторов, имеющих задолженность перед комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска свыше 10,0 тыс.рублей, показал следующее:
на 1 января 2015 года задолженность указанной категории арендаторов составила 49739,4 тыс.рублей;
на 1 сентября 2015 года задолженность указанной категории арендаторов составляет 57806,1 тыс.рублей, имеет тенденцию роста в сумме 8066,7 тыс.рублей.
За период с 1 января по 1 сентября 2015 года задолженность по арендной плате за использование муниципального недвижимого имущества оплачена в размере 3586,2 тыс.рублей, в том числе оплачена в полном объеме 50 арендаторами в размере 2678,9 тыс.рублей, оплачена частично 20 арендаторами в размере 907,3 тыс.рублей. Рост задолженности наблюдается в отношении 75 арендаторов и составил 7860,5 тыс.рублей. Размер задолженности на 1 сентября 2015 года находится на уровне задолженности, сформированной по состоянию на 1 января 2015 года (не изменился), у 31 арендатора и составил 9070,1 тыс.рублей.
В 2016 году структура расходов местного бюджета не претерпевает существенных изменений по сравнению с предыдущим бюджетным циклом, первое место по-прежнему занимают расходы на социально-культурную сферу.
В общей сумме расходов местного бюджета социально-значимые расходы составляют в 2014 году – 72,1 %, в 2015 году – 73,5%, в 2016 году – 76,5 %, в 2017 году – 38,1 %, в 2018 году – 39,8% (в 2017-2018 годах не предусмотрена финансовая помощь из областного бюджета).
Проект местного бюджета сформирован в структуре 16 муниципальных программ, на реализацию которых на 2016 год предусмотрено 98,9% от общей суммы расходов, на 2017 год – 91,3% от общей суммы расходов, на 2018 год – 88,5% от общей суммы расходов.
В муниципальном образовании «Город Курск» пока муниципальные программы не могут рассматриваться как полноценный бюджетный инструмент, действующий механизм формирования муниципальных программ не в полной мере соответствует задаче перехода на программный принцип планирования и исполнения бюджета и основная цель программного бюджета пока еще не достигнута.
Проведенный анализ показателей долговой зависимости показал:
степень покрытия муниципального долга доходными источниками без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (коэффициент долговой емкости бюджета) не превышает установленных предельных значений (<1), но ежегодно растет: в 2014 году он составлял 0,483, в 2015 году он составляет 0,549, на 2016 год планируется 0,553, на 2017 год – 0,676, на 2018 год – 0,469;
платежеспособность органа местного самоуправления в отношении муниципальных долговых обязательств (коэффициент долговой зависимости бюджета) составляет в 2014 году – 0,1899, на 2015 год - 0,2335, на 2016 год - 0,2551, на 2017 год - 0,8929, на 2018 год – 0,5980;
доля текущих расходов по обслуживанию муниципального долга в общей сумме расходов бюджета (коэффициент долговой нагрузки бюджета) составляет в 2014 году – 0,015, на 2015 год – 0,0158, на 2016 год – 0,0221, на 2017 год – 0,0647, на 2018 год – 0,0166;
доля текущих расходов по обслуживанию муниципального долга в общей сумме расходов бюджета за исключением расходов за счет субвенций (коэффициент предела обслуживания муниципального долга) не должен превышать 0,15 и составляет в 2014 году – 0,0282, на 2015 год – 0,0312, на 2016 год – 0,0394, на 2017 год – 0,0647, на 2018 год – 0,0166.
Все показатели находятся в рамках, разрешенных бюджетным законодательством Российской Федерации.
При всем при этом сохраняются риски в обеспечении устойчивости местного бюджета, связанные с существенным объемом долговых обязательств.
Высокий уровень долговых обязательств (повышение уровня долговых обязательств) свидетельствует об имеющихся проблемах в формировании и исполнении бюджета, что может осложнить в дальнейшем социально-экономическое развитие города Курска.
Сохраняются и усиливаются риски увеличения дефицита бюджета, объемов заимствований, абсолютных и относительных размеров муниципального долга, а также расходов на его обслуживание.