В соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, Планом работы Контрольно-счетной палаты города Курска на 2017 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Курска за 2016 год».
Согласно ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Курска и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
В соответствии с требованиями Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК-КСП-03.24 «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Курска» внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета проводится после сдачи главными администраторами бюджетных средств годовой бюджетной отчетности.
Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств города Курска проводилась в форме экспертно-аналитического мероприятия по проверке данных бюджетной отчетности и иной информации об исполнении бюджета, представленной главными администраторами средств бюджета города Курска в комитет финансов города Курска.
Проведены проверки бюджетной отчетности всех главных администраторов средств бюджета города Курска, которые одновременно являлись главными администраторами доходов бюджета города Курска и главными распорядителями средств бюджета города Курска.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Курска за 2016 год» подготовлено 23 акта. Все акты подписаны без пояснений и замечаний.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия будут использованы при подготовке Контрольно-счетной палатой города Курска заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города Курска за 2016 год.
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
Бюджетная отчетность за 2016 год соответствует нормам ст. 264.1 БК РФ. Бюджетная отчетность представлена по формам в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191н (далее - Инструкция №191н) . Однако, в ходе проведения анализа бюджетной отчетности были выявлены отдельные нарушения которые не оказывают существенного влияния на составление бюджетной отчетности: факты неправильного заполнения показателей отдельных форм, не заполнения отдельных граф и показателей в формах, в т.ч. предоставляемых в составе пояснительной записки. В период проведения экспертно-аналитического мероприятия нарушения были устранены и актуализированы.
В соответствии с Инструкцией №191н перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.
Согласно сведений о проведении инвентаризации, представленных Пояснительными записками к отчетам (ф.0503160), плановая инвентаризация проведена всеми главными администраторами средств бюджета города Курска в установленные сроки.
Бюджет города Курска за 2016 год по доходам исполнен в сумме 6940841,171 тыс. рублей или 95,2% от утвержденных плановых назначений и 94,7% от уточненных плановых назначений.
Удельный вес налоговых доходов в общей сумме доходов составил 30,4% (2112106,841 тыс. рублей), исполнение составляет 97,1% к уточненной бюджетной росписи (2174974,831 тыс.рублей).
Общий объем неналоговых доходов в бюджете муниципального образования «Город Курск» в 2016 году составил 665484,343 тыс. рублей или 9,6% от общего объема доходов, исполнение составило 69,3% к уточненной бюджетной росписи (961155,867 тыс.рублей).
На долю безвозмездных поступлений в 2016 году приходится 60,0% (4162885,987 тыс. рублей) общего объема доходов города Курска.
По сравнению с 2015 годом, в 2016 году уточненные плановые назначения по доходам увеличились на 661925,898 тыс.рублей или на 9,9%. Исполнение по поступлениям доходов увеличилось на 482094,42 тыс.рублей или на 7,5%, в том числе за счет уменьшения исполнения налоговых и неналоговых доходов на 74703,03 тыс.рублей или на 2,6% и увеличения безвозмездных поступлений на 556797,45 тыс.рублей или на 15,4%.
Ежегодно доля безвозмездных поступлений в общей сумме доходов возрастает: в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличение безвозмездных поступлений составило 4,2%, по сравнению с 2011 годом – 14,9%.
Исполнение бюджета города Курска по расходам за 2016 год составило 7238065,870 тыс.рублей или 94,9% от назначений уточненной бюджетной росписи. Недофинансирование предусмотренных росписью расходов – 391016,203 тыс.рублей. Ниже среднего процента исполнения расходов (94,9%) к уточненной бюджетной росписи в 2017 году произведены расходы по 6 разделам из 11.
В общей сумме расходов, расходы на выполнение мероприятий муниципальных программ города Курска составляют 6972861,584 тыс.рублей или 96,3%, непрограммные расходы составляют 265204,286 тыс.рублей или 3,7%.
Доля расходов, направляемых на социально-значимые отрасли, ежегодно возрастает и последние три года составляет больше 72,0% всех расходов бюджета города Курска. В 2016 году данные расходы составляют 78,5%.
По состоянию на 01.01.2017 года кредиторская задолженность увеличилась всего на 307147,818 тыс.рублей, в том числе по доходам на 75467,253 тыс.рублей, по расходам на 231680,565 тыс.рублей и составила всего 465671,573 тыс.рублей, в том числе по доходам – 106056,016 тыс.рублей, по расходам – 359615,557 тыс.рублей.
Объем резервного фонда Администрации города Курска установлен в сумме 2500,868 тыс. рублей, что не превышает норматива, установленного бюджетным законодательством.
В 2016 году в соответствии с распоряжением Администрации города Курска от 31.10.2016 года №326-ра «О выделении средств из резервного фонда Администрации города Курска» комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска выделены средства в сумме 499,1 тыс.рублей на мероприятия, связанные с аварийным жилым домом по ул. Конорева, 20.
Исполнение по 17 муниципальным программам города Курска в 2016 году составило 6972861,584 тыс.рублей или 94,7% от уточненных плановых назначений. Ниже среднего процента исполнения расходов (94,7%) к уточненной бюджетной росписи в 2016 году произведены расходы по 7 муниципальным программам из 16. На 100,0% не исполнена ни одна муниципальная программа.
Остается нерешенной проблема реализации бюджета с применением программно-целевого метода. Муниципальные программы не воспринимаются как инструмент управления, направленный на эффективную реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития города Курска с увязкой планируемых бюджетных ассигнований с достижением конкретных целевых показателей (индикаторов).
В результате исполнения бюджета города Курска по состоянию на 01.01.2017 года дефицит бюджета города Курска составляет 297224,699 тыс.рублей. Источниками финансирования дефицита бюджета города Курска за 2016 год явились разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме 276800,0 тыс.рублей, бюджетные кредиты за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов (привлечение и погашение в сумме 1099503,0 тыс.рублей) и изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 20424,699 тыс.рублей.
По состоянию на 01.01.2017 года сумма муниципального долга города Курска увеличена на 276800,0 тыс.рублей или на 17,0% и составляет 1905844,4 тыс.рублей, в том числе бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляют 653044,4 тыс.рублей, кредиты, полученные от кредитных организаций составляют 1252800,0 тыс.рублей.
Увеличение объема долговых обязательств, показателей долговой нагрузки на бюджет города Курска увеличивают риски в обеспечении устойчивости бюджета города Курска.
На обслуживание муниципального долга направлено в 2016 году 123754,0 тыс.рублей или на 15671,411 тыс.рублей меньше первоначально утвержденного объема (139425,4 тыс.рублей), в том числе по кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 795,2 тыс.рублей, по кредитам, полученным от кредитных организаций 122958,8 тыс.рублей.
В 2016 году муниципальные гарантии не предоставлялись.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия предложено:
комитету финансов города Курска усилить контроль за полнотой и правильностью заполнения бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств;
главным администраторам бюджетных средств максимально обеспечивать использование средств, в том числе предоставляемых из бюджетов вышестоящих уровней;
в материалах, сопровождающих годовую бюджетную отчетность, предоставлять соответствующие подробные пояснения по фактам неполного использования средств;
повысить качество управления финансами в части повышения эффективности администрирования закрепленных доходов;
обеспечить недопущение роста кредиторской и дебиторской задолженностей и принять меры по их сокращению;
принять меры по достижению плановых значений целевых индикаторов и показателей эффективности муниципальных программ, своевременному осуществлению в установленном порядке процедур по внесению изменений в муниципальные программы, в том числе в части уточнения и (или) разработки новых целевых индикаторов и показателей;
Администрации города Курска принять меры по недопущению роста размера муниципального долга, а также по его сокращению.