В рамках реализации единого общероссийского мероприятия в 2015 году Контрольно-счетной палатой города Курска проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности и результативности исполнения программной части бюджета на 2014 год».

В рамках реализации единого общероссийского мероприятия в 2015 году Контрольно-счетной палатой города Курска проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности и результативности исполнения программной части бюджета на 2014 год».

В рамках реализации единого общероссийского мероприятия в 2015 году Контрольно-счетной палатой города Курска проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности и результативности исполнения программной части бюджета на 2014 год».

Предметом экспертно-аналитического мероприятия стали муниципальные программы города Курска, а так же нормативные правовые и иные документы, регламентирующие и устанавливающие порядок принятия решений о их разработке, формировании и реализации, отчеты о ходе их реализации, комплексная программа социально-экономического развития города Курска на 2014-2018 годы, документы, подтверждающие распределение средств бюджета города Курска на реализацию муниципальных программ города Курска, дополнительные материалы.

Формирование бюджета города Курска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые осуществлялось в условиях внедрения «программного» бюджета.

В 2013 году распоряжением Администрации города Курска утвержден Перечень муниципальных программ города Курска, куда вошли 18 муниципальных программ города Курска (далее – муниципальные программы), планируемые к финансированию с 2014 года.

Муниципальная программа – увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социальных, экономических, экологических и других проблем города Курска.

Анализ соответствия структуры муниципальных программ установленному порядку принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ (далее – Порядок) показал, что муниципальные программы города содержат специфичные цели, которые соответствуют компетенции заказчиков муниципальных программ, но не всегда потенциально достижимы и измеряемы. Сроки достижения целей установлены, но иногда не содержится обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей, обоснования сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации, не содержится обоснований ресурсного обеспечения, необходимого для реализации мероприятий, а так же механизма привлечения других источников финансирования, в рамках действующего законодательства, помимо средств бюджета город Курска.

Муниципальные программы сформированы в едином варианте финансового обеспечения. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств города Курска осуществляется за счет средств бюджета города Курска. Кроме того, муниципальные программы содержат как источники финансирования мероприятий средства областного и федерального бюджетов, а так же иные источники финансирования.

На 2014 год первоначально в муниципальных программах было предусмотрено 730 программных мероприятий с общим объемом финансирования всего 12533,4 млн.рублей, в том числе за счет средств бюджета города Курска 5313,1 млн.рублей, за счет средств областного бюджета 1244,7 млн.рублей, за счет средств федерального бюджета 113,2 млн.рублей, за счет иных источников 5862,4 млн.рублей.

В течение 2014 года изменения в муниципальные программы вносились до 6 раз, в результате чего, по состоянию на 01.01.2015 года общее количество программных мероприятий увеличилось до 776, объем финансовых ресурсов, предусмотренных в первоначальных редакциях муниципальных программ, откорректирован в сторону увеличения всего на 536,7 млн.рублей, в том числе за счет увеличения средств бюджета города Курска на 390,1 млн.рублей, областных средств на 106,6 млн.рублей, федеральных средств на 87,4 млн.рублей и уменьшения иных источников на 47,5 млн.рублей.

Решением Курского городского Собрания от 19.11.2013 года №43-5-РС «О бюджете города Курска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – решение о бюджете) расходная часть бюджета города Курска на 2014 год утверждена в сумме 5762,9 млн.рублей или 100,0% в программном формате. В течение 2014 года изменения в решение о бюджете вносились 5 раз и в конечном итоге, расходная часть утверждена в сумме 7405,2 млн.рублей, в том числе на реализацию муниципальных программ 7368,1 млн.рублей, что составляет 99,5%, непрограммные расходы – 37,1 млн.рублей или 0,5%.

Первоначально утвержденные бюджетные ассигнования, предусмотренные муниципальными программами за счет средств бюджета города Курска, а также за счет предполагаемых средств областного и федерального бюджетов, составляют 6671,0 млн.рублей, что на 908,1 млн.рублей или на 15,7 % больше утвержденных решением о бюджете ассигнованиях на реализацию муниципальных программ (в том числе 703,1 тыс.рублей в источниках финансирования дефицита бюджета города Курска).

В течение финансового года бюджет города Курска неоднократно пересматривался по доходам или расходам, и это в любом случае влияло на муниципальные программы или в сторону увеличения бюджетных ассигнований, или в сторону сокращения финансового обеспечения, направленного на реализацию тех или иных задач муниципальных программ.

Основными причинами внесения изменений в решение о бюджете остаются изменения вызванные таким неуправляемым фактором, как изменение объемов субсидий и иных межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов, а также уточнение параметров бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, перераспределением бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств.

По состоянию на 01.01.2015 года исполнение по муниципальным программам составило 7088,3 млн.рублей или 93,1 % к уточненной бюджетной росписи и 98,0% к плановым назначениям, предусмотренным муниципальными программами на конец финансового 2014 года.

Анализ исполнения расходов в разрезе муниципальных программ показал, что ниже среднего процента исполнения расходов (93,1%) к уточненной бюджетной росписи в 2014 году произведены расходы по 9 муниципальным программам из 18.

Можно сделать вывод, что достижения высоких процентов исполнения связаны с приведением муниципальных программ в соответствие с фактически осуществленным по итогам года финансированием.

С другой стороны, ограниченные возможности доходной части бюджета города Курска на 2014 год и, соответственно, расходов, позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов, и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ определяется в рамках объективных возможностей бюджета.

По итогам реализации муниципальных программ за отчетный год заказчики (заказчики-координаторы, исполнители – координаторы) проводят оценку эффективности реализации программ в соответствии с методикой, утвержденной в составе каждой муниципальной программы.

Анализ показателей оценки эффективности реализации муниципальных программ, проведенный по представленным отчетам за 2014 год, показал, что:

1. Степень достижения за 2014 год запланированных значений целевых показателей колеблется от 42,8% до 211,5%.

2. Уровень финансирования мероприятий муниципальных программ от запланированных объемов колеблется от 65,5% до 100,0% .

3. Степень выполнения мероприятий муниципальных программ составляет практически 100,0%.

4. Оценка эффективности муниципальной программы в целом - Комплексный показатель эффективности реализации муниципальной программы (К), должен превышать 85,0% (К>85,0%), что говорит о том, что муниципальная программа считается с высоким уровнем эффективности.

Однако, по 2 муниципальным программам данный показатель составил 47,6% и 63,0%. В связи с чем, в соответствии с Порядком необходимо принятие решений о корректировке этих программ (отдельных мероприятий) с соответствующим изменением объемов финансирования либо о досрочном их прекращении.

Кроме того, анализ показателей муниципальных программ не позволяет реально оценить достижение запланированных результатов в соответствующих сферах. Это является следствием того, что:

показатели и их значения устанавливаются самими ответственными исполнителями, что позволяет им выбирать наиболее «удобные» показатели (манипулируемые либо имеющие заранее очевидную динамику, не зависящую от качества реализации муниципальной программы), а также задавать «комфортные» значения данных индикаторов, которые наверняка будут перевыполнены;

зачастую значения показателей рассчитываются на основе ведомственной отчетности либо специфических исходных показателей, рассчитываемых самими ответственными исполнителями, в результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических показателей.

Имеют место случаи дублирования мероприятий, например, в области сохранения (ремонта, содержания) памятников на территории города Курска, обеспечения безопасности дорожного движения в городе Курске.

В ряде случаев структура программных мероприятий чрезмерно детализирована.

В муниципальных программах практически не учитываются иные, кроме расходов бюджета города Курска, инструменты реализации в соответствующих сферах: не учитывается влияние на реализацию муниципальных программ налоговых льгот и иных регулятивных инструментов, не предполагающих выделение средств бюджета города Курска, либо не приводят в муниципальных программах информацию о таком влиянии.

Практически отсутствует механизм, позволяющий обеспечивать взаимосвязь с государственными программами и программами субъектов в аналогичных сферах, однако значительная часть муниципальных программ затрагивает вопросы, решение которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Действующая отчетность носит формальный характер оценки эффективности муниципальных программ и не в полной мере отражает оценку эффективности бюджетных расходов, направляемых на их реализацию. Результаты оценки эффективности муниципальных программ практически не используются при их корректировке и бюджетном планировании.

Предложенные методики оценки эффективности и результативности реализации муниципальных программ, утвержденные к каждой муниципальной программе, направлены на оценку обыкновенной результативности путем сравнения фактических и плановых показателей, не учитывая такие важные аспекты, как бюджетная и социальная эффективность. Таким образом, сложившаяся система не в полной мере стимулирует отрасли формулировать свои приоритеты, выбирая то, что жизненно необходимо развивать, и отсеивать расходные обязательства, сложившиеся традиционно, но не оказывающие серьезного эффекта на решение стоящих социально-экономических задач.

Современный этап бюджетной реформы характеризуется переходом на новый, более высокий уровень – к стратегическому планированию.

В связи с чем, на уровне муниципального образования «Город Курск» необходимо добиться того, что муниципальные программы станут документами стратегического планирования, содержащими комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития города Курска.

Следует надеяться, что положения документов стратегического бюджетного планирования будут согласованы между собой, что позволит им стать реальным и эффективным инструментом бюджетной политики.

 

					

Вернуться к списку

Поиск по сайту