Проверка использования бюджетных средств на организацию питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях…

Проверка использования бюджетных средств на организацию питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях…

Проверка использования бюджетных средств на организацию питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях…

В соответствии с пунктом 1.5. Плана работы Контрольно-счетной палаты города Курска на 2019 год, утвержденным постановлением Контрольно-счетной палаты города Курска от 20.12.2018 года № 16, проведено контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств на организацию питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях».

Проверено 10 объектов: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени В.З. Петрашова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И. Зеленко», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», МБОУ «Гимназия №25» города Курска, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов имени И. Н. Зикеева», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №42», МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных и иных учреждений города Курска» (далее - СОШ №1, СОШ №2, СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №29, СОШ №38, СОШ №42, МКУ «ЦБ МОИУ г.КУРСКА» соответственно, также по тексту школы).

Цели контрольного мероприятия:

1) Проанализировать правовые основы организации питания детей в учреждениях, и источники финансирования питания в учреждениях.

2) Проанализировать деятельность учреждений по организации питания для учащихся.

3) Проверка первичных документов, связанных с организацией питания детей в учреждениях.

4) Установление коррупционных рисков, коррупциогенных признаков.

В соответствии с п. 1.2. Положения об организации бесплатного питания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении комитета образования города Курска и реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и в социально ориентированных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области образования, просвещения и содействие духовному развитию личности, получающих субсидию из бюджета города Курска (далее - Положение об организации бесплатного питания детей), утвержденного Постановлением Администрации города Курска от 07.03.2013 года №755, право на получение бесплатного питания имеют обучающиеся в образовательном учреждении из малоимущих, многодетных, из социально незащищенных семей, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

В соответствии с п.5.2. Положения об организации бесплатного питания детей бесплатное питание обучающимся обеспечивается в виде предоставления обеда на сумму не более 60 рублей в день на 1 обучающегося. С 01.02.2019 года стоимость обеда увеличена, так бесплатное питание обучающимся обеспечивается в виде предоставления обеда на сумму не более 75 рублей в день на 1 обучающегося.

Комитетом образования города Курска до школ доведены лимиты бюджетных обязательств в общем объеме на 2018 год - 6550,6846 тыс. руб., на 2019 год – 6564,479 тыс. руб. (средства бюджета города Курска).

На конец 2018 года школами  направлено на питание 8730,0587 тыс. руб. (из бюджета города Курска 7976,46467 тыс. руб., из бюджета Курской области 753,59403 тыс. руб.).

Количество детей, обучающихся в школах по состоянию на февраль 2019 года составляет 6681 ребенок, из них 590 детей из многодетных семей, 289 детей из малообеспеченных, 17 детей из социально незащищенных семей и 26 детей с ОВЗ (всего 922 ребенка, имеющих право на бесплатное питание).

Обучающиеся с ОВЗ отсутствуют в 4 школах (СОШ №1, СОШ №10, СОШ №29 и СОШ №42).

В 8 школах из 9 питание обучающихся осуществляется в столовой, работающей на продовольственном сырье и на полуфабрикатах, которая производит и реализует блюда.

В СОШ №2 питание обучающихся осуществляется (на базе столовой п.4.2 договоров) в буфете-раздаточной, которая реализует готовые блюда, приготовленные ООО «Перемена» в МБОУ «Гимназия №4».

В проверяемом периоде школами заключены договоры о передаче в безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности города Курска (помещения столовых и буфета-раздаточной), заключение которых согласовано Комитетом и комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска. ООО «Конгресс», ООО «Перемена», ООО «Перемена +», ИП Иванова Е.В., ИП Жукова О.В., ИП Кириченко В.А. безвозмездно пользуются муниципальным имуществом, являющимся муниципальной собственностью, не только для оказания услуг по питанию учащихся за счет бюджета города Курска, но и работников и учащихся школ за их счет и счет родителей соответственно.

В нарушение п. 9 разд. 1.3. Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 года №299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», п. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, п. 14.5. Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года №45, 6-ю из 9-ти школ не представлены к проверке в полном объеме товарно-сопроводительные документы с приложением документов изготовителя (поставщика), подтверждающих безопасность продовольственного (пищевого) сырья, из которого готовят обеды, а именно не представлены товарные накладные: СОШ №2, СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №29, СОШ №38, СОШ №42. Причиной непредставления к проверке указанных документов в полном объеме послужил отказ в предоставлении заказчикам (школам) исполнителями по договорам на оказание услуг по организации питания обучающихся из малообеспеченных, многодетных и социально незащищенных семей упомянутых документов.

В СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназии №25, СОШ №38 и СОШ №42, в нарушение п.п. 6.4., 6.6., 6.10 СанПиН 2.4.5.2409-08, форма примерного меню не в полной мере соответствует рекомендуемой  форме  составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд, утвержденной СанПиН 2.4.5.2409-08. Указанные примерные меню разрабатывались ИП Ивановой Е.В., ИП Жуковой О.В., ИП Кириченко В.А.

В ходе контрольного мероприятия выявлено 9 случаев подписания договоров на услуги, оказанные ранее (СОШ №2, СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, СОШ №38, СОШ №42). Выявлено 14 случаев заключения договоров в процессе оказания услуг (СОШ №2, СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №38, СОШ №42). Таким образом, нарушены п.2 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.3 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ). В связи с изложенным исполнители (ИП Иванова Е.В., ИП Жукова О.В., ИП Кириченко В.А., ООО «Перемена») не несли ответственности за некачественное оказание услуги, заказчики (СОШ №2, СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №38, СОШ №42) не имели правовых оснований контролировать качество, безопасность, своевременность, объем предоставляемой услуги, так как договорных обязательств не было, были фактические отношения.

Заключенными договорами не предусмотрено предоставление бесплатного питания обучающимся с ОВЗ. В периоде с 01.09.2018 года по 31.01.2019 года затраты за счет средств бюджета города Курска на предоставление питания обучающимся с ОВЗ составили 107,34 тыс. руб., из них СОШ №2 - 74,520 тыс. руб., СОШ №3 – 1,98 тыс. руб., СОШ №15 – 23,04 тыс. руб., Гимназия №25 – 2,4 тыс. руб., СОШ №38 – 5,4 тыс. руб.

Стоимость обеда по договорам, действующим до 01.02.2019 года, составляет не более 60 руб. в день на 1 обучающегося. По договорам (с учетом внесенных изменений), действующим с 01.02.2019 года - не более 75 руб. в день на 1 обучающегося.

В ходе анализа соответствия фактического рациона питания в СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №38 и СОШ №42 утвержденному примерному меню выявлено нарушение ИП Ивановой Е.В., ИП Жуковой О.В., ИП Кириченко В.А. пункта 6.22. СанПиН 2.4.5.2409-08, п.п. 1.1., 4.1. договоров, раздела 3 договоров, согласно которых услуга оказывается в соответствии с примерным меню, качество оказываемой услуги должно соответствовать действующим на территории РФ стандартам, ГОСТам, нормативным документам, в том числе СанПиН 2.4.5.2409-08. А именно выявлено регулярное (ежедневное) несоответствие ежедневного меню примерному меню.

В ходе контрольного мероприятия выявлены признаки необоснованного дробления закупок СОШ №1, СОШ №2, СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №29, СОШ №42, выразившиеся в избрании неконкурентного способа определения поставщика с нарушением специальных норм, установленных Федеральным законом №44-ФЗ.

В результате заключения школами договоров с ИП Жуковой О.В., ИП Ивановой Е.В., ООО «Перемена», ООО «Перемена+» и ООО «Конгресс» как с единственным поставщиком, перечисленные выше исполнители получили доступ к оказанию услуг по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта. Изученные факты в совокупности имеют признаки нарушения права иных хозяйствующих субъектов – участников данного товарного рынка, с которыми муниципальный контракт не заключен вследствие предоставления преимущества ИП Жуковой О.В., ИП Ивановой Е.В., ООО «Перемена», ООО «Перемена+» и ООО «Конгресс» (признаки нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Выявлено 10 случаев уменьшения (увеличения) цены договора свыше 10%, что повлекло нарушение пп. б) п. 1 ст.95 Федерального закона 44-ФЗ: СОШ №1 в 1 случае, СОШ №2 в 4 случаях, СОШ №10 в 1 случае, СОШ №15 в 1 случае, Гимназией № 25 в 1 случае, СОШ №29 в 2 случаях.

Выявлено 4 случая необоснованного изменения цены договоров, в соответствии с которыми стоимость обеда на 1 обучающегося увеличена (ранее обед стоил не более 60 руб., после внесенных изменений -  не более 75 руб.), что повлекло нарушение п. 1 ст.95 Федерального закона 44-ФЗ (СОШ №1, СОШ №2, СОШ №15, Гимназией № 25).

Выявлено 3 случая необоснованного расторжения договоров и увеличения цены предоставляемой услуги (СОШ №10, СОШ №29, СОШ №38), что повлекло нарушение п. 8 ст.95 Федерального закона 44-ФЗ и дополнительные расходы бюджета города Курска за февраль 2019 года в размере 78,64 тыс. руб.

Установлено 2 факта нарушения ст.94 Федерального закона №44-ФЗ в части несвоевременной оплаты (СОШ №38, СОШ №42).

Условиями всех заключенных договоров (60 договоров) предусмотрена обязанность исполнителей (ООО «Конгресс», ООО «Перемена», ООО «Перемена+», ИП Иванова Е.В., ИП Жукова О.В., ИП Кириченко В.А.) согласовывать примерное десятидневное (двенадцатидневное) меню в порядке в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 в течение 3-х рабочих дней с момента подписания договора. Исполнителями нарушены условия всех 60 договоров. Общая сумма штрафов, подлежащая взысканию со всех исполнителей, составила 833,19569 тыс. руб.

В ходе контрольного мероприятия проведена проверка соблюдения требований к ведению документации, связанной с питанием детей в учреждениях, в том числе проверка документации, удостоверяющей качество и безопасность продукции.

В нарушение п. 14.5., п. 14.6., п. 14.7., п. 14.8., п. 14.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 не представлены:

- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья за 2018 год (СОШ №3, СОШ №25, СОШ №38, СОШ №29);

- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья за 2018 год и текущий период 2019 года (СОШ №42).

- все необходимые к заполнению журналы за 2018 год (СОШ №3);

- журнал учета температурного режима холодильного оборудования за 2018 год и текущий период 2019 года (СОШ №29).

14.02.2019 года в СОШ №38 было зафиксировано хранение готовой продукции в антисанитарных условиях.

СОШ №1, СОШ №2, СОШ №10 и СОШ №15 проверке были представлены все необходимые к заполнению в столовой документы.

Проведена сверка классных журналов с табелями учета посещаемости детей за декабрь 2018-2019 учебного года. Во всех школах (за исключением СОШ №38) отклонений не выявлено. В СОШ №38 выявлены отклонения (в 11 случаях согласно классных журналов учащиеся отсутствовали, однако, в табеле учета по питанию обучающихся из малообеспеченных семей отмечено, что они получили питание). Учитывая изложенное, не подтверждаются затраты на предоставление питания в размере 0,66 тыс. руб. и подлежат возмещению в бюджет города Курска.

Выявлены коррупциогенные признаки в действиях должностных лиц объекта контроля (установлено с учетом Методических указаний по осуществлению мер противодействия коррупции в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой города Курска, утвержденных постановлением Контрольно-счетной палаты города Курска от 29.04.2013 года №23), выразившиеся в:

- нарушении требований законодательства в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд (увеличение (уменьшение) цены договора свыше 10% (СОШ №1, СОШ №2, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №29), необоснованное расторжение договора (СОШ №10, СОШ №29, СОШ №38), необоснованное изменение цены договора (СОШ №1, СОШ №2, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №29, СОШ №38);

- передаче имущества, находящегося в оперативном управлении муниципального учреждения в безвозмездное временное пользование физических или юридических лиц (во всех школах);

- бездействии должностных лиц объекта контроля, являющегося муниципальным заказчиком, при грубом нарушении поставщиком услуг условий договоров (не взыскание штрафов за неисполнение условий договоров, не обращение в судебные органы для понуждения к исполнению обязательства) (во всех школах);

- избрании неконкурентного способа определения поставщика с нарушением специальных норм, установленных Федеральным законом №44-ФЗ, что, в свою очередь, имеет признаки нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона №135-ФЗ, признаки необоснованного дробления закупок (СОШ №1, СОШ №2, СОШ №3, СОШ №10, СОШ №15, Гимназия №25, СОШ №29, СОШ №42).

 


Вернуться к списку

Поиск по сайту

Разработано в АЛЬФА Системс