Проверкой соблюдения требований к размещению рекламных конструкций, их установке и эксплуатации в муниципальном образовании «Город Курск» установлено, что архитектурный облик города Курска находится в ненадлежащем состоянии. Факторами, негативно влияющими на процесс формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, являются - отсутствие в муниципальном образовании «Город Курск» четкой регламентации вопросов размещения вывесок (информационных конструкций), неэффективное использование административного ресурса при осуществлении контроля за соблюдением правил благоустройства и законодательства о рекламе, а именно:
отсутствие единого документа, регламентирующего правила и порядок оформления вывесок и информационных конструкций, как на государственном, так и на местном уровне;
неэффективность применения мер административной ответственности за нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Курск», утвержденных решением Курского городского Собрания от 21.05.2013 года № 22-5-РС (в части размещения вывесок и информационных конструкций), за нарушение требований к размещению рекламы, как действенной меры, направленной на усиление контроля за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды;
нарушение ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38-ФЗ), п.п. 2.29 - 2.31 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории муниципального образования «Город Курск», утвержденного решением Курского городского Собрания от 15.12.2006 года № 298-3-РС:
Анализ исполнения контрактов, заключенных комитетом архитектуры и градостроительства города Курска (далее – Комитетом архитектуры) в рамках реализации положений постановления Администрации города Курска от 09.09.2013 года № 3000 «О порядке демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без разрешений, срок действия которых не истек, а также о порядке удаления размещенной на рекламных конструкциях информации» (далее – Порядок демонтажа) (5 муниципальных контрактов на сумму 1 146 096,0 рублей) показал, что подрядчики ООО «КСК», ООО «ВИТАСТРОЙ», обладают признаками недобросовестных поставщиков.
Например.
Начальная цена контрактов, заключенных с ООО «КСК», снижена:
с 1 124 600 рублей до 170 660,6 рублей (снижение 85%), контракт от 01.09.2015 года №0144300004015000347_105788,
с 373 375 рублей до 19500,0 рублей (снижение 95%), контракт от 13.08.2015 года №007.
Начальная цена контракта от 08.04.2016 года №01443000004016000031_105788, заключенного с ООО «ВИТАСТРОЙ», снижена с 500 000,0 рублей до 312 652,0 рублей (снижение составило 37%).
Указанные контракты не исполнены, незаконно установленные рекламные конструкции в количестве 132 рекламных щитов не демонтированы в сроки определенные контрактом. Сложившаяся ситуация привела к затягиванию процедуры демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, которые в свою очередь незаконно использовались недобросовестным владельцам рекламных конструкций (ИП Кастыкиным А.Ф., ООО «Медиа - Пилот» и др.).
При проведении контрольного мероприятия установлены факты ведения бюджетного учета с нарушением требований главы 2 Федерального закона от 06.12.2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ № 402-ФЗ), п.п.3-11 приказа Минфина РФ от 01.12.2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция №157н), а именно:
- не велся аналитический учет доходов платы (в том числе сумм неосновательного обогащения) за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Курска или государственная собственность на которые не разграничена, на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Курска;
- в учетной политике отсутствуют положения, определяющие порядок признания доходов от принудительного изъятия (в т.ч. неосновательного обогащения, сумм штрафов, пеней, неустоек).
- в нарушение п. 6 Инструкции №157н не установлены формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафов (пеней), неосновательного обогащения;
- аналитический учет возмещения владельцами рекламных конструкций затрат на демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции не организован;
- в нарушение требований к порядку и срокам проведения инвентаризации, определенных ст. 11 ФЗ № 402-ФЗ, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года № 49, перед составлением годовой бюджетной отчетности не проведена инвентаризация финансовых обязательств в т. ч. расчетов с дебиторами.
К концу 1 полугодия 2016 года наблюдается тенденции снижения уровня доходности от реализации права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
По состоянию на 01.07.2016 года на торгах реализовано право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в отношении 96% рекламных мест, предназначенных для размещения щитов и включенных в Схему размещения рекламных мест, из них:
в 2014-2015 годах реализовано право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в отношении 141 рекламного места на сумму 37 910,0 тыс. рублей (средний размер платы за право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (1 рекламный щит) составил 268,8 тыс. рублей),
в 2015-2016 годах реализовано право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в отношении 149 рекламных мест на сумму 19 700,0 тыс. рублей (средний размер платы за право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (1 рекламный щит) составил 132,2 тыс. рублей).
Анализ формы проведения торгов и востребованности рекламных мест, включенных в Схему размещения рекламных мест, показал, что количество рекламных мест, представленных на аукцион, составило 112 мест или 30% от общего количества мест, представленных на торги (377 мест), количество рекламных мест, представленных на конкурс – 265 рекламных мест или 70%.
Вместе с тем, основной формой проведения торгов на право заключения договора на установку рекламной конструкции является аукцион (ст.4 Порядка проведения торгов).
Анализ дебиторской задолженности по состоянию на 01.04.2016 года показал:
- из действующих по состоянию на 01.04.2016 года 302 договоров задолженность в размере 5 022,2 тыс. рублей числится по 258 договорам, в том числе задолженность, период образования которой превышает 2 месяца, составляет 2 600,7 тыс. рублей по 237 договорам;
- по состоянию на 01.01.2016 года действовали 144 договора, из которых по 130 числилась задолженность в размере 3 337,2 тыс. рублей;
- в течение 1 квартала 2016 года задолженность увеличилась на 1 685,0 тыс. рублей, в том числе на сумму задолженности по заключенным в 2016 году договорам – 1 118,4 тыс. рублей (158 договоров);
- за 2015 год процент поступлений от начислений составил 46%;
- за 1 квартал 2016 года процент поступлений от начислений составил 59%;
- в отношении 93 договоров (36% от договоров, действовавших по состоянию на 01.04.2016 года) задолженность числится как по состоянию на 01.01.2016 года (2621,8 тыс. рублей), так и по состоянию на 01.04.2016 года (3486,8 тыс. рублей).
В соответствии с предоставленной Комитетом архитектуры информацией при проведении контрольного мероприятия размер дебиторской задолженности по состоянию:
на 01.01.2016 – 3 337,2 тыс. рублей;
на 01.04.2016 года – 5 002,2 тыс. рублей.
Вместе с тем, согласно данных бюджетной отчетности, размер дебиторской задолженности по доходам по заключенным договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (код дохода 205.21) по состоянию:
на 01.01.2016 – 16 002,9 тыс. рублей;
на 01.04.2016 года – 7037,9 тыс. рублей.
Сведения о дебиторской задолженности не соответствует сведениям, отраженным в бюджетной отчетности (форма 0503169).
Расхождения по состоянию на 01.04.2016 года составили 2035,7 тыс. рублей, что привело к искажению бюджетной отчетности, процент искажения составил 29%.
Анализ принятых Комитетом архитектуры мер, направленных на взыскание задолженности, показал:
- общий размер предъявленной к взысканию в судебном порядке задолженности составил 3580,4 тыс. рублей (72% от задолженности по состоянию на 01.04.2016 года), в том числе:
задолженность по договорам, заключенным до 01.01.2016 года – 2499,7 тыс. рублей,
задолженность по договорам, заключенным после 01.01.2016 года – 1080,7 тыс. рублей;
- в течение 2015 года меры по взысканию задолженности по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций Комитетом архитектуры не принимались - задолженность в размере 2499,7 тыс. рублей (75% от задолженности по состоянию на 01.01.2016 года) предъявлена к взысканию только в 2016 году.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в Комитете архитектуры отсутствует порядок работы с образовавшейся (просроченной) задолженностью, определяющий единообразие действий при осуществлении процедуры взыскания задолженности по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В Комитете архитектуры отсутствует порядок признания задолженности безнадежной к взысканию, что является нарушением ст.47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –БК РФ).
Выявлены коррупционные риски, коррупциогенные факторы в деятельности Комитета архитектуры, а именно установлено отсутствие:
- единого порядка работы с образовавшейся (просроченной) задолженностью, единообразия действий при осуществлении процедуры взыскания задолженности по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- порядка ведения реестра незаконно установленных рекламных конструкций;
- порядка ведения реестра выданных разрешений на установку рекламных конструкций.
Отсутствие, указанных порядков, свидетельствует об отсутствии или неполноте административных процедур – отсутствии порядка совершения должностными лицами определенных действий, при осуществлении процедуры ведения реестра незаконно установленных рекламных конструкций, реестра выданных разрешений на установку рекламных конструкций, при осуществлении процедуры по работе с дебиторской задолженностью.
Установлены коррупционные риски в действиях (бездействиях) должностных лиц Комитета архитектуры:
- недостаточность контроля за деятельностью сотрудников, что подтверждается выявленными в ходе проведения контрольного мероприятия нарушениями при составлении бюджетной отчетности (нарушение Инструкции №157н, ФЗ № 402-ФЗ, ст. 47.2 БК РФ).