Проект бюджета города Курска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - проект решения о бюджете) подготовлен в соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Положением о бюджетном процессе в городе Курске, утвержденным решением Курского городского Собрания от 21.11.2006 года № 273-3-РС (далее – Положение о бюджетном процессе), на очередной финансовый год и на плановый период.
В проекте решения о бюджете представлены все основные характеристики бюджета, установленные ст. 184.1 БК РФ и Положением о бюджетном процессе.
В проекте решения о бюджете выдержанны нормы БК РФ относительно предельного объема муниципального долга (ст. 107 БК РФ) и предельного объема расходов на его обслуживание (ст. 111 БК РФ), предельного размера дефицита бюджета (ст. 92.1 БК РФ).
Проектом решения о бюджете предусмотрено создание резервного фонда Администрации города Курска на 2017-2019 годы в сумме по 3000,0 тыс.рублей ежегодно, что не противоречит ст. 81 БК РФ.
Доходная часть проекта решения о бюджете
Согласно пояснительной записке к проекту решения о бюджете, доходная часть бюджета города Курска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирована на основе налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, действующего на момент составления проекта решения о бюджете.
Для формирования бюджета города Курска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 года №574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации», главными администраторами доходов бюджета города Курска утверждены методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Курска, и в соответствии с которыми ими представлен прогноз поступлений доходов на 2017 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
В настоящее время параметры финансовой помощи на 2017-2019 годы бюджету города Курска не доведены.
Без учета финансовой помощи на 2017 год запланировано снижение доходной части на 17,8 % к уровню ожидаемого исполнения 2016 года, в том числе снижение доходной части за счет налоговых доходов на 3,9%, неналоговых доходов на 49,8%, прочих безвозмездных поступлений на 61,9%.
На 2018 год планируется снижение доходной части за счет налоговых и неналоговых доходов на 16,8 % к уровню ожидаемого исполнения 2016 года и увеличение на 1,3 % к уровню 2017 года, на 2019 год снижение доходной части на 15,9% к уровню ожидаемого исполнения 2016 года и увеличение на 1,1% к уровню 2018 года.
Проектом решения о бюджете на 2017 год объем доходов запланирован без учета финансовой помощи в сумме 2603208,0 тыс.рублей, в том числе налоговые доходы 2120257,2 тыс.рублей или с уменьшением на 3,9% к уровню ожидаемых налоговых доходов в 2016 году – 2205908,1 тыс.рублей (в 2015 году исполнение по налоговым доходам составило 2090991,5 тыс.рублей), неналоговые доходы 482535,4 тыс.рублей или с уменьшением на 49,8% к уровню ожидаемых неналоговых доходов в 2016 году – 961155,9 тыс.рублей (в 2015 году исполнение по неналоговым доходам составило 761666,7 тыс.рублей), и прочие безвозмездные поступления 415,4 тыс.рублей или с уменьшением на 61,9% к уровню ожидаемых в 2016 году – 1090,0 тыс.рублей (в 2015 году исполнение по безвозмездным поступлениям составило 1612,4 тыс.рублей).
На 2018 год доходы запланированы без учета финансовой помощи из областного бюджета в сумме 2635986,8 тыс.рублей, в том числе налоговые доходы составят 2174781,7 тыс.рублей или на 2,6 % выше уровня 2017 года, неналоговые доходы составят 460789,7 тыс.рублей или ниже уровня 2017 года на 4,5%, прочие безвозмездные поступления составят 415,4 тыс.рублей или на уровне 2017 года.
На 2019 год доходы запланированы без учета финансовой помощи из областного бюджета в сумме 2664344,0 тыс.рублей, том числе налоговые доходы составят 2232118,7 тыс.рублей или на 2,6 % выше уровня 2018 года, неналоговые доходы составят 431943,9 тыс.рублей или ниже уровня 2018 года на 6,3 %, прочие безвозмездные поступления составят 281,4 тыс.рублей или ниже уровня 2018 года на 32,3%.
Налоговые доходы в структуре доходов бюджета города Курска (без учета финансовой помощи) имеют определяющее значение и доля их в плановом периоде относительно 2016 года (69,6%) увеличивается и составляет 81,4% в 2017 году (2120257,2 тыс.рублей), 82,5% в 2018 году (2174781,7 тыс.рублей) и 83,8% в 2019 году (2232118,7 тыс.рублей).
Доля неналоговых доходов в структуре доходов бюджета города Курска (без учета финансовой помощи) относительно 2016 года (30,3%) снизится и составит 18,5 % в 2017 году (482535,4 тыс.рублей), 17,5 % в 2018 году (460789,7 тыс.рублей) и 16,2% в 2019 году (431943,9 тыс.рублей).
Основной удельный вес в структуре налоговых доходов в планируемом 2017 году – 46,6 %, также как и в ожидаемом исполнении за 2016 год (46,1 %) занимает налог на доходы физических лиц, в 2018 году – 47,9 %, в 2019 году – 49,2 % от общей суммы налоговых доходов.
В 2017 году планируется снижение данного налога на 2,8% к ожидаемому поступлению 2016 года и составит 987785,0 тыс.рублей, в 2018 году с ростом на 5,4% к уровню 2017 года – 1041092,0 тыс.рублей, в 2019 году с ростом на 5,4 % к уровню 2018 года – 1097242,0 тыс.рублей.
Объем поступлений налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации планируется на 2017 год с уменьшением к 2016 году на 15,62% и составит 15282,0 тыс.рублей, на 2018-2019 годы на уровне 2017 года. Сумма поступлений данных налогов в общей сумме налоговых доходов ежегодно в 2017-2019 годах составляет 0,7%. За 2016 год ожидаемые поступления планируются в сумме 18103,0 тыс.рублей.
Объем поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в общем объеме налоговых доходов составляет ежегодно в 2017-2019 годах 1,0%. В 2017 году объем поступлений предусматривается в сумме 20842,6 тыс.рублей или на 3,7 % ниже ожидаемого уровня 2016 года, в 2018 году данный налог планируется в сумме 21846,1 тыс.рублей или с ростом к 2017 году на 4,8%, в 2019 году в сумме 22860,1 тыс.рублей или с ростом на 4,6% к уровню 2018 года.
Объем поступлений по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в общем объеме налоговых доходов составляет в 2017 году 17,1%, в 2018 году – 16,7%, в 2019 году – 16,3% (в 2016 году – 16,9%). В 2017 году объем поступлений предусматривается в сумме 363590,0 тыс.рублей или на 2,5 % ниже ожидаемого уровня 2016 года, в 2018-2019 годах данный налог планируется на уровне планируемых поступлений 2017 года – 363590,0 тыс.рублей ежегодно.
Объем поступлений единого сельскохозяйственного налога прогнозируется с ежегодным ростом: в 2017 году в сумме 3418,0 тыс.рублей или выше ожидаемого исполнения 2016 года на 2,4%, в 2018 году – 3582,0 тыс.рублей или на 4,8% с ростом к 2017 году, в 2019 году – 3725,0 тыс.рублей или на 4,0% с ростом к 2018 году. В общей сумме налоговых доходов данный налог составляет 0,2% ежегодно, так же как и в 2016 году.
Объем поступлений налога по патентной системе налогообложения в 2017-2019 годах прогнозируется ежегодно в сумме 3300,0 тыс.рублей или на уровне ожидаемого исполнения 2016 года. В общей сумме налоговых доходов данный налог составляет 0,2% ежегодно, так же как и в 2016 году.
Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2017-2019 годах планируются ежегодно в сумме 123025,0 тыс.рублей или на 13,4 % больше ожидаемого уровня 2016 года. В общей сумме налоговых доходов удельный вес поступлений по налогу на имущество физических лиц в 2017 году составляет 5,8 %, в 2018 году – 5,7 %, в 2019 году – 5,5 % (в 2016 году – 4,9%).
Объем поступлений земельного налога в 2017-2019 годах планируется в сумме 546390,0 тыс.рублей ежегодно, что ниже уровня ожидаемого исполнения за 2016 года (594995,8 тыс.рублей) на 8,2%. В общей сумме налоговых доходов удельный вес поступлений земельного налога в 2017 году составляет 25,8 %, в 2018 году – 25,1 %, в 2019 году – 24,5 % (в 2016 году – 27,0%).
Объем поступлений государственной пошлины планируется в 2017 году в сумме 56624,6 тыс.рублей или на 15,3 % ниже ожидаемого уровня 2016 года, в 2018 году на 0,1 % выше уровня 2017 года, в 2019 году на 0,1% выше уровня 2018 года. В общей сумме налоговых доходов удельный вес поступлений государственной пошлины в 2017 году составляет 2,7 %, в 2018 году – 2,6 %, в 2019 году – 2,5 % (в 2016 году – 3,0%).
Основной удельный вес в структуре неналоговых доходов в планируемом 2017 году – 64,0 % занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2018 году их доля составляет 64,4%, в 2019 году – 68,6% (в 2016 году – 39,4 %). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, планируются в 2017 году ниже уровня ожидаемого поступления в 2016 году на 18,5 % и составят 308788,9 тыс.рублей, в 2018 году на 3,9 % ниже уровня 2017 года и составят 296622,4 тыс.рублей, в 2019 году на 0,2 % ниже уровня 2018 года и составят 296119,9 тыс.рублей. В 2016 году ожидаемое поступление составляет 379037,1 тыс.рублей.
Наибольший удельный вес в общей сумме доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, приходится на арендную плату за земельные участки до разграничения собственности на землю в 2017 году – 50,6%, в 2018 году – 52,7%, в 2019 году – 52,8% (в 2016 году – 55,2 %). Сумма поступлений в 2017 году планируется на 25,3% (156354,0 тыс.рублей) ниже ожидаемого поступления в 2016 году (209209,0 тыс.рублей), поступления в 2018-2019 годах планируются по 156354,0 тыс.рублей ежегодно или на уровне 2017 года.
Поступления от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Курск», в 2017 составляют 7,0%, в 2018 году – 7,3%, в 2019 году – 7,3% от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2016 году – 5,6%). Поступления планируются в 2017 году на 2,1 % (21730,0 тыс.рублей) выше ожидаемых поступлений в 2016 году (21291,0 тыс.рублей), в 2018-2019 годах на уровне 2017 года (по 21730,0 тыс.рублей ежегодно).
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) ежегодно в 2017-2019 годах составляют 0,4%, от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2016 году – 0,3%). Поступления планируются ежегодно в 2017-2019 годах в сумме 1081,5 тыс.рублей, что на 7,0% меньше ожидаемых поступлений в 2016 году (1163,0 тыс.рублей).
Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), в 2017 году составляют 28,8%, в 2018 году – 25,8%, в 2019 году – 25,8% от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2016 году – 25,0%). Поступления планируются в 2017 году на 5,9% (89000,0 тыс.рублей) меньше ожидаемых поступлений в 2016 году (94600,0 тыс.рублей), в 2018 году на 14,2% меньше уровня 2017 года (76400,0 тыс.рублей), в 2019 году на уровне 2018 года (76400,0 тыс.рублей).
Доходы от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и местах внеуличной дорожной сети, относящихся к собственности городских округов, в 2017-2019 годах составляют ежегодно 0,7% от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2016 году – 0,3%). Поступления планируются ежегодно в 2017-2019 годах на 97,3% (2170,0 тыс.рублей) больше ожидаемых поступлений в 2016 году (1100,0 тыс.рублей).
Плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 2017-2019 год планируется в размере по 82,0 тыс.рублей ежегодно, что меньше ожидаемых поступлений в 2016 году (219,0 тыс.рублей) на 62,6%.
Доходы от перечисления части прибыли МУПов в 2017 составляют 4,4%, в 2018 году – 4,5%, в 2019 году – 4,4% от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2016 году – 3,8%). Поступления планируются в 2017 году на 6,2% (13529,4 тыс.рублей) ниже ожидаемых поступлений в 2016 году (14429,1 тыс.рублей), в 2018 году на 1,0% ниже уровня 2017 года (13392,9 тыс.рублей), в 2019 году на 3,8% ниже уровня 2018 года (12890,4 тыс.рублей).
Прочие доходы от использования имущества в 2017 составляют 8,0%, в 2018 году – 8,6%, в 2019 году – 8,6% от общей суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2016 году – 9,8%). Поступления планируются в 2017 году на 32,8% (24842,0 тыс.рублей) ниже ожидаемых поступлений в 2016 году (36980,0 тыс.рублей), в 2018-2019 годах выше уровня 2017 года на 2,3% или в сумме 25412,0 тыс.рублей ежегодно.
Платежи при пользовании природными ресурсами составляют в 2017 году 3,5% от общей суммы неналоговых доходов, в 2018 году 3,7%, в 2019 году 4,0%. Ежегодно в 2017-2019 годах поступления планируются в сумме 17075,2 тыс.рублей или на 35,2% ниже ожидаемых поступлений 2016 года (26335,0 тыс.рублей).
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства составляют в 2017 году 1,2%, в 2018 году 1,3 %, в 2019 году 1,4% от общей суммы неналоговых доходов и планируются в 2017 году в сумме 6030,7 тыс.рублей или на 32,9% меньше ожидаемых поступлений 2016 года (8984,7 тыс.рублей), в 2018 году в сумме 6038,3 тыс.рублей или на 0,1% выше уровня 2017 года, 2019 году в сумме 6035,2 тыс.рублей или на 0,1% ниже уровня 2018 года.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в 2017 году составляют 20,1% от общей суммы неналоговых доходов, в 2018 году – 18,9%, в 2019 году – 13,4% (в 2016 году – 53,3%). Поступления планируются в 2017 году в сумме 97000,0 тыс.рублей или на 79,9% ниже ожидаемого поступления 2016 года, в 2018 году – 87000,0 или на 10,3% ниже 2017 года, в 2019 году - 58000,0 тыс.рублей или 33,3% ниже уровня 2018 года.
Наибольший удельный вес в общей сумме доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2017 году составляют доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 78,4%, в 2018 году – 78,2%, в 2019 году – 69,0%. Планируемые поступления в 2017 году составляют 76000,0 тыс.рублей или на 60,6% ниже ожидаемого поступления 2016 года (193025,0 тыс.рублей), в 2018 году – 68000,0 тыс.рублей или на 10,5% ниже 2017 года, в 2019 году – 40000,0 тыс.рублей или на 41,2% ниже 2018 года.
Доходы от продажи земельных участков до разграничения собственности на землю в общей сумме доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2017 году составляют 5,1%, в 2018 году – 5,7%, в 2019 году – 8,6% (в 2016 году – 14,9%). Поступления планируются ежегодно в 2017-2019 годах в сумме 5000,0 тыс.рублей или на 93,1% ниже ожидаемого поступления 2016 года.
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Курск», в общей сумме доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2017 году составляют 16,5%, в 2018 году – 16,1%, в 2019 году – 22,4% (в 2016 году – 45,1%). Поступления планируются в 2017 году в сумме 16000,0 тыс.рублей или на 92,7% ниже ожидаемого исполнения 2016 года (217985,0 тыс.рублей), в 2018 году – 14000,0 тыс.рублей или на 12,5% ниже 2017 года, в 2019 году - 13000,0 тыс.рублей или на 7,1 % ниже 2018 года.
В 2017-2019 годах планируются административные платежи и сборы в сумме 1,0 тыс.рублей ежегодно.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба в общей сумме неналоговых доходов составляют в 2017 году 8,5%, в 2018 году – 9,0%, в 2019 году 9,8% (в 2016 году – 4,9%). Поступления запланированы в 2017 году в сумме 41058,9 тыс.рублей или на 12,9 % ниже ожидаемого уровня 2016 года, в 2018 году в сумме 41472,1 тыс.рублей или на 1,0 % выше уровня 2017 года, в 2019 году в сумме 42131,9 тыс.рублей или на 1,6 % выше уровня 2018 года (в 2016 году – 47126,0 тыс.рублей).
Прочие неналоговые доходы в общей сумме неналоговых доходов составляют в 2017 году 2,6%, в 2018 году 2,7%, в 2018 году 2,9%. Поступления планируются в 2017-2019 годах в сумме 12580,7 тыс.рублей ежегодно или на 24,3% ниже ожидаемого уровня 2016 года (16623,0 тыс.рублей).
Прочие безвозмездные поступления на 2017 год планируются в сумме 415,4 тыс.рублей или на 61,9% ниже ожидаемых поступлений 2016 года (1090,0 тыс.рублей), в 2018 году - в сумме 415,4 тыс.рублей – на уровне 2017 года, в 2019 году в сумме 281,4 тыс.рублей или на 32,3% ниже уровня 2018 года.
Размер безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2017-2019 годы в последствии будет уточнен.
Расходная часть проекта решения о бюджете
Согласно пояснениям к проекту решения о бюджете расходы бюджета города Курска на очередной финансовый период определены исходя из исполнения бюджета города за 2015 год, скорректированного на доведенные до годового значения показатели, связанные со структурными и организационными преобразованиями и решениями, принятыми в 2015 году.
Потребность на первоочередные, подтвержденные расчетно, расходы на обеспечение жизнедеятельности городского хозяйства и бюджетной сферы, а также на возврат коммерческого кредита, согласно условиям заключенных контрактов, исчислены по Методике формирования проекта бюджета города Курска на 2017 год и на плановый период 2018 – 2019 годов, утвержденной комитетом финансов города Курска и одобренной Комиссией по согласованию бюджетных проектировок.
Проектом решения о бюджете предусмотрены ассигнования на муниципальный дорожный фонд, созданный в соответствии с решением Курского городского Собрания от 21.05.2013 года №24-5-РС «О создании муниципального дорожного фонда города Курска» на 2017 год в сумме 285758,968 тыс.рублей, на 2018 год в сумме 223622,968 тыс.рублей, на 2019 год в сумме 223622,968 тыс.рублей.
Проектом решения о бюджете без учета финансовой помощи из областного бюджета расходная часть прогнозируется на 2017 год в сумме 3053208,0 тыс.рублей, что на 421411,3 тыс.рублей или на 12,1% меньше ожидаемого исполнения уровня 2016 года без учета финансовой помощи из областного бюджета.
Расходная часть на 2018-2019 годы планируется без учета финансовой помощи из областного бюджета, в том числе на 2018 год в сумме 2385986,8 тыс.рублей или на 21,9% ниже уровня 2017 года, на 2019 год составит 2664344,0 тыс.рублей или на 11,7 % выше уровня 2018 года.
Проект решения о бюджете на 2017 год предусматривает увеличение расходов к ожидаемому уровню 2016 года по 5 разделам из 11.
Ежегодно наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляют расходы на образование: в ожидаемом исполнении расходов за 2016 год (без учета финансовой помощи из областного бюджета) – 46,3%, в 2017 году 44,1%, в 2018 году 36,1%, в 2019 году 41,4%.
Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы в общей сумме расходов 2016 года (без учета финансовой помощи из областного бюджета) составит 15,5%, в 2017 году планируются в объеме 15,2%, в 2018 году – 18,1%, в 2019 году – 16,2%.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общей сумме расходов 2016 года (без учета финансовой помощи из областного бюджета) составит 13,0%, в 2017 году планируются в объеме 11,1%, в 2018 году – 11,1%, в 2019 году – 9,9%.
Удельный вес расходов по остальным отраслям в общей сумме расходов в 2016 году (без учета финансовой помощи из областного бюджета) составит 25,5%, в 2017 году планируется в объеме 29,6%, в 2018 году – 34,7 %, в 2019 году – 32,5%.
В 2017 году структура расходов бюджета не претерпевает существенных изменений по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Первое место по-прежнему занимают расходы, направляемые социально-культурную сферу. В общей сумме расходов бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, как и в 2015 году и в 2016 году, социально-значимые расходы составляют: в 2015 году – 74,3 %, в 2016 году (без учета финансовой помощи из областного бюджета) – 53,3%, в 2017 году – 53,7 %, в 2018 году – 45,1 %, в 2019 году – 48,3% (в 2017-2019 годах не предусмотрена финансовая помощь из областного бюджета).
В структуре расходов проекта решения о бюджете на 2017 год объем средств, направляемых на социально-культурную сферу (без учета финансовой помощи из областного бюджета), составит 1638834,8тыс.рублей или на 11,5% ниже ожидаемого уровня 2016 года.
В 2018 году указанные расходы составят 1076708,3 тыс.рублей или на 34,3 % ниже уровня 2017 года, в 2019 году – 1287542,8 тыс.рублей или на 19,6% выше уровня 2018 года.
Приоритетными направлениями бюджетной политики остается обеспечение социальных обязательств, где социальные расходы составляют наиболее значимую часть общего объема расходов бюджета.
В соответствии со ст. 184.1. БК РФ в 2018 и 2019 годах предусмотрены условно утверждаемые расходы, в том числе на 2018 год в сумме 59649,7 тыс.рублей и на 2019 год 133217,2 тыс.рублей.
В соответствии со ст. 172 БК РФ с 2014 года составление проекта бюджета основывается на муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ).
В соответствии со ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Распоряжением Администрации города Курска от 13.08.2013 года №222-ра (в ред. от 25.06.2015 года №165-ра) утвержден перечень муниципальных программ города Курска (далее – перечень). Постановлением Администрации города Курска от 17.09.2013 года №3202 (в ред. от 31.12.2015 года №4271) принят Порядок разработки, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Курска. Муниципальные программы утверждены постановлениями Администрации города Курска:
Проект решения о бюджете города Курска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирован в структуре 16 муниципальных программ.
В соответствии с БК РФ, п. 3.3.2. Порядка разработки, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Курска, утвержденного постановлением Администрации города Курска от 31.12.2015 года №4271 (далее - Порядок), муниципальные программы, предлагаемые к финансированию из бюджета города Курска начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению до 15 октября текущего финансового года.
В нарушение ст.179 БК РФ и указанного Порядка, 2 муниципальные программы находятся в стадии разработки, но средства на их реализацию планируются в бюджете на 2017-2019 годы.
На реализацию муниципальных программ на 2016 год предусмотрено (без учета финансовой помощи из областного бюджета) 2965868,22 тыс.рублей, что составляет 97,1 % от общей суммы расходов, на 2018 год – 2258109,62 тыс.рублей или 94,6% от общей суммы расходов, на 2019 год – 256708,54 тыс.рублей или 9,6% от общей суммы расходов.
В связи с внесением изменений в бюджетные ассигнования муниципальных программ города Курска, в целях эффективного использования бюджетных средств в рамках реализации муниципальных программ, необходимо, участвующим в их реализации органам, оперативно рассматривать вопрос о внесении изменений и дополнений в количественные и качественные параметры мероприятий программ и определить новые результаты, которые планируется достичь.
Конечная эффективность «программного» бюджета зависит от качества муниципальных программ, механизмов контроля за их реализацией.
Заказчики муниципальных программы, должны осуществлять:
- организацию реализации муниципальных программ;
- координировать деятельность исполнителей мероприятий программ;
- осуществлять мониторинг реализации муниципальных программ: ежеквартальный, по итогам отчетного года и после завершения реализации программ;
- проводить оценку эффективности реализации программ за отчетный год;
- организовывать внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программами и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
Дефицит (профицит) бюджета города Курска и источники его финансирования
В проекте решения о бюджете на 2017 год дефицит бюджета составляет 450000,0 тыс.рублей, на 2018 год профицит составляет 250000,0 тыс.рублей, на 2019 год бюджет сбалансирован.
Источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета города Курска на 2017 год являются: кредиты от кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме 250000,0 тыс.рублей, в том числе за счет получения кредита в сумме 2032670,0 тыс.рублей и погашения в сумме 1782670,0 тыс.рублей, погашение бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет получения кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов в сумме 1301604,0 тыс.рублей и погашения кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов в сумме 1301604,0 тыс.рублей, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов в сумме 200000,0 тыс.рублей.
Состав источников финансирования дефицита бюджета на 2017-2019 годы соответствует ст. 96 БК РФ.
Муниципальный внутренний долг
По состоянию на 01.01.2016 года сумма муниципального долга города Курска составляла 1629044,4 тыс.рублей, в том числе бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляют 653044,4 тыс.рублей, кредиты, полученные от кредитных организаций составляют 976000,0 тыс.рублей. На обслуживание муниципального долга в бюджете города Курска на 2016 год предусмотрено 130776,690 тыс.рублей.
По состоянию на 01.11.2016 года сумма муниципального долга города Курска увеличена на 274334,0 тыс.рублей или на 16,8% и составляет 1903378,4 тыс.рублей, в том числе бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляют 775211,4 тыс.рублей, кредиты, полученные от кредитных организаций составляют 1128167,0 тыс.рублей.
Проектом решения о бюджете объем муниципального долга на 01.01.2017 года планируется в сумме 1906044,4 тыс.рублей, на 01.01.2018 года в сумме 2156044,4 тыс.рублей, на 01.01.2019 года в сумме 1906044,4 тыс.рублей, на 01.01.2020 года в сумме 1906044,4 тыс.рублей.
Проектом решения о бюджете предусматриваются ассигнования на обслуживание муниципального долга города Курска на 2017 год в сумме 150687,0 тыс.рублей, на 2018 год в сумме 154552,0 тыс.рублей, на 2019 год в сумме 148507,0 тыс.рублей, что не превышает ограничений ст. 111 БК РФ.
По предварительным данным:
коэффициент долговой емкости бюджета, установленный ст.107 БК РФ (<1) – в 2016 году (ожидаемое исполнение) составит - 0,601, в 2017 году – 0,828, в 2018 году – 0,723, в 2019 году – 0,715;
коэффициент долговой зависимости бюджета – в 2016 году (ожидаемое исполнение) составит – 0,2499, в 2017 году – 0,7062, в 2018 году – 0,7988, в 2019 году – 0,7154;
коэффициент долговой нагрузки бюджета – в 2016 году (ожидаемое исполнение) составит – 0,0166, в 2017 году – 0,0494, в 2018 году – 0,0648, в 2019 году – 0,0557;
коэффициент предела обслуживания муниципального долга в соответствии со ст. 111 БК РФ не должен превышать 0,15 - в 2016 году (ожидаемое исполнение) составит – 0,0302, в 2017 году – 0,0494, в 2018 году – 0,0648, в 2019 году – 0,0557.
Все показатели находятся в рамках, разрешенных бюджетным законодательством Российской Федерации, но при этом продолжают увеличиваться риски в обеспечении устойчивости бюджета города Курска, связанные с существенным объемом долговых обязательств.
Проектом решения о бюджете предоставление муниципальных гарантий не планируется.