Подготовка предложений по совершенствованию осуществления внутреннего финансового аудита в социальной сфере

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления внутреннего финансового аудита в социальной сфере

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления внутреннего финансового аудита в социальной сфере

Статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлены бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).

ВФА проводится с целью оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ, повышения качества финансового менеджмента.

Во исполнение ст. 160.2-1 БК РФ постановлением Администрации города Курска от 03.07.2014 №2536 утвержден Порядок осуществления главными распорядителями средств бюджета города Курска, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Курска, главными администраторами (администраторами) источников дефицита бюджета города Курска внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Постановление).

В соответствии с п. 28 Постановления ВФА осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств бюджета города Курска (далее - субъект ВФА), наделенными полномочиями по осуществлению ВФА, на основе функциональной независимости.

При анализе организационных структур управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитета социальной защиты населения города Курска, комитета образования города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и управления культуры города Курска (далее - ГРБС) установлено, что самостоятельных структурных подразделений на осуществление ВФА у ГРБС не создано. Функции ВФА осуществляют уполномоченные должностные лица - сотрудники ГРБС в управлении по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитете социальной защиты населения города Курска, комитете образования города Курска, созданы аудиторские комиссии в управлении молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и в управлении культуры города Курска. Таким образом, единый подход ГРБС по организации ВФА отсутствует.

Анализ функциональной независимости субъектов ВФА показал, что принцип функциональной независимости субъекта ВФА не был соблюден с января 2016 года по 11 апреля 2018 года управлением молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и в 2016 году комитетом образования города Курска.

При оценке уровня подотчетности субъектов ВФА выявлено, что непосредственно руководителю ГРБС субъекты ВФА подчиняются только в управлении по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска и в комитете социальной защиты населения города Курска.

Анализ укомплектованности субъекта ВФА показал, что количественного состава сотрудников достаточно для реализации задач ВФА, но большинство этих сотрудников не имеют дипломов высшего профессионального образования по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям), что ставит под сомнение применение принципа профессиональной компетентности.

Во исполнение Постановления  всеми ГРБС утверждены правовые акты, регламентирующие осуществление ВФА (далее - правовые акты ГРБС).

Анализ правовых актов ГРБС Постановлению показал следующее:

- не определены принципы деятельности субъекта ВФА (п.28 Постановления)  у управления культуры города Курска, управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;

- не определены цели ВФА (п.29 Постановления) и предмет ВФА (п.30 Постановления), у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;

- не определены виды и классификация аудиторских проверок (п.31, п.33 Постановления) у управления культуры города Курска и у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;

- не определены права и обязанности субъектов ВФА (п.34, п.35 Постановления) у управления культуры города Курска, комитета образования города Курска, управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;

- не закреплена ответственность руководителя ГРБС за организацию ВФА (п.36 Постановления) у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитете образования города Курска.

Кроме этого, в правовых актах всех ГРБС предусмотрено утверждение программы аудиторской проверки руководителем ГРБС, что не соответствует п.44 Постановления.

В правовом акте управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска отсутствует требование о содержании в годовой отчетности о результатах осуществления ВФА информации, подтверждающей выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета города Курска (п.55, п.56 Постановления).

Кроме этого, объектом ВФА у управления культуры города Курска  и комитета образования города Курска определены только их внутренние структурные подразделения при наличии в подведомственности еще казенных учреждений, которые тоже согласно п.30 Постановления являются объектами ВФА.

Управлением по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска не установлен порядок планирования ВФА (критерии отбора тем ВФА, критерии отбора объектов аудита, сроки составления планов аудиторских проверок, обязательные показатели плана), в правовом акте регламентировано лишь ответственное за составление плана ВФА лицо, дата утверждения начальником управления плана и форма плана, что не соответствует Постановлению.

В соответствии с Постановлением и правовыми актами ГРБС годовые планы всех субъектов ВФА составлены и утверждены до начала очередного финансового года. Нарушения при составлении планов ВФА выявлены у комитета социальной защиты населения города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска.

При оценке тем аудиторских проверок выявлено, что у управления культуры города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска вид проверяемой внутренней бюджетной процедуры не меняется из года в год, что говорит о проведении проверок лишь в одном направлении

Не соответствие тем в программах аудиторских проверок, тем в годовых планах ВФА, тем, установленных приказами ГРБС о проведении аудиторских проверок, тем, указанных в актах аудиторских проверок, выявлено у комитета социальной защиты населения города Курска, комитета образования города Курска и управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска.

Анализ программ аудиторских проверок показал, что всеми субъектами ВФА соблюдались необходимые требования к их содержанию.

В нарушение п. 44 Постановления программы аудиторских проверок утверждены руководителем ГРБС у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитета социальной защиты населения города Курска, комитета образования города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска.

Случаев приостановления и продления аудиторских проверок не выявлено.

Форма акта аудиторской проверки, порядок направления (вручения) и сроки его рассмотрения у всех субъектов ВФА утверждены правовыми актами ГРБС.

Механизм составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок и годового отчета о результатах аудиторских проверок прописан в правовых актах ГРБС.

Нарушения при составлении отчетов о результатах аудиторских проверок выявлено у комитета социальной защиты населения города Курска и комитета образования города Курска.

Поскольку акты аудиторских проверок и отчеты о результатах аудиторских проверок не содержат никаких замечаний и рекомендаций ни у одного субъекта ВФА, то руководителями ГРБС никаких решений не принималось.

Случаев не своевременного составления и представления годовых отчетов о результатах аудиторских проверок руководителю ГРБС не выявлено ни у одного субъекта ВФА.

В ходе проводимых аудиторских проверок субъектами ВФА признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации выявлено не было, материалы в контрольно-ревизионное управление города Курска, правоохранительные органы субъектами ВФА не направлялись.

Анализ соответствия процедур проведения аудиторских проверок Постановлению показал, что собранных управлением культуры города Курска, управлением молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска, комитетом образования города Курска доказательств, фактических данных и информации недостаточно для формирования надежных выводов, сделанных по результатам ВФА.

Анализ отчетов о результатах аудиторских проверок показал, что порядки составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок соблюдались ГРБС частично.

С целью проверки выполнения субъектом ВФА поставленных перед ним задач в части оценки степени надежности и эффективности внутреннего финансового контроля, подтверждения соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, и подтверждения достоверности бюджетной отчетности, ответственными исполнителями Контрольно-счетной палаты города Курска (далее - исполнители КСП) были проведены выборочные проверки областей финансово-хозяйственной деятельности ГРБС, охваченных аудиторскими проверками субъектов ВФА.

Сравнительный анализ результатов аудиторских проверок ВФА, проведенных субъектами ВФА, с результатами проверок соответствующего ГРБС, проведенных исполнителями КСП показал, что субъекты ВФА поставленные перед ними задачи не выполняют, ВФА носит формальный характер.

При проведении экспертно-аналитического мероприятия оценка эффективности ВФА в ГРБС осуществлялась по результатам двух этапов оценки ВФА. На первом этапе осуществлялась оценка организации ВФА, на втором этапе проводились проверка и анализ результатов осуществления ВФА.

По итогам двух этапов оценки ВФА можно сделать обобщающий вывод об осуществлении эффективности ВФА, проводимого  ГРБС в 2016-2019 годах:

- о средней эффективности ВФА в 2016-2018 годах у комитета образования города Курска, управления культуры детства города Курска, комитета социальной защиты населения города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска;

- о средней эффективности ВФА в 2016-2017 годах и о низкой эффективности в 2018 году у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что субъектами ВФА не всегда соблюдаются требования нормативных и правовых актов, регламентирующих проведение ВФА. ВФА носит формальный характер, не дает достоверной оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, не подтверждает достоверность бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации. За период с 2016 по 2018 года субъектами ВФА не подготовлено ни одного предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия при осуществлении ВФА ГРБС рекомендовано привести в соответствие с Постановлением правовые акты ГРБС, регламентирующие осуществление ВФА и с 01.01.2020 учесть при осуществлении ВФА требования стандартов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, с учетом реализации обновленных положений БК РФ, при планировании ВФА ГРБС рассмотреть возможность включения в планы ВФА не только внутренние структурные подразделения, но и подведомственные учреждения – получатели средств бюджета города Курска, планами ВФА предусмотреть аудиторские проверки, направленные на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета города Курска, не допускать включения в акты аудиторских проверок предположений и сведений, не подтвержденных документально, основывать выводы на доказательствах и фактах, при составлении отчетов о результатах аудиторских проверок не допускать в них включение выводов, не нашедших отражения в актах аудиторских проверок, включать в отчеты по итогам аудиторской проверки информацию, предусмотренную  п. 53 Постановления.

 

 

 

Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (далееПредприятие) создано в целях решения задач муниципального образования «Город Курск» по обеспечению пассажиропереревозок.

Общая сумма доходов Предприятия в 2018 году составила 92 559,92 тыс. рублей:

доходы от регулируемой деятельности составили 57 717,1 тыс. рублей;

доходы по коммерческим маршрутам составили 29 946,83 тыс. рублей;

доходы от оказываемых Предприятием услуг составили 4 895,96 тыс. рублей.

В 2018 году Предприятием с департаментом пассажирского транспорта города Курска (далее – Департамент транспорта) заключены 17 муниципальных контрактов общей стоимостью 21 934,0 тыс. рублей на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.

Фактически Департаментом транспорта в 2018 году Предприятию за выполненные работы по муниципальным контрактам перечислены средства в размере 14 266,8 тыс. рублей.

Общая стоимость выполненных Предприятием в 2018 году в рамках исполнения муниципальных контрактов работ, составила 16 824,3 тыс. рублей, что ниже общей цены контрактов на 5 109,7 тыс. рублей.

Получение Предприятием предусмотренных контрактом средств в размере ниже установленной цены обусловлено неисполнением предусмотренного условиями контрактов объема работ.

Объем субсидий и возмещений, перечисленных Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области составил 18 898,0 тыс. рублей.

В 2018 году расходы Предприятия по обычным видам деятельности составили 93 551,2 тыс. рублей.

При расчете себестоимости перевозки 1 пассажира по регулируемому и коммерческому маршруту косвенные затраты учтены в размере, определенном пропорционально доходам по соответствующим видам деятельности.

Таким образом, себестоимость перевозки 1 пассажира:

по регулируемому маршруту составила 27,37 рублей;

по коммерческому маршруту – 14,66 рублей.

Обратная зависимость прослеживается в соотношении доходности и себестоимости 1 поездки по видам перевозок:

по регулируемому маршруту доходность 1 поездки ниже себестоимости на 5,2 рубля;

по коммерческому маршруту доходность 1 поездки выше себестоимости на 5 рублей.

В результате выборочной проверки достоверности и корректности формирования бухгалтерских записей выявлены многочисленные нарушения (в частности, учет и распределение косвенных затрат, правомерность отнесения затрат в состав обычных расходов), что непосредственно оказывает влияние на формирование себестоимости, и соответственно на расчет показателей, характеризующих результаты деятельности. Нарушение принципов бухгалтерского учета в части корректности учета затрат при формировании себестоимости оказывает непосредственное влияние на формирование тарифа, так как себестоимость является основной составляющей в принимаемых к его расчету показателей.

Сложившаяся фактически себестоимость является результатом функционирования Предприятия в финансово-ограниченных условиях и не отражает реальную потребность Предприятия в финансовых ресурсах, необходимых для рентабельного функционирования.

Результаты деятельности Предприятия в 2018 году свидетельствуют о превышении расходов на осуществление деятельности по регулируемым маршрутам над доходами.

Используемый Предприятием в качестве критерия для распределения косвенных расходов показатель машино-место-дни в хозяйстве (далее - ММДХ) отражает количество фактически использованных для перевозки пассажиров мест.

Доходность 1 ММДХ использована в качестве показателя эффективности использования транспортных средств.

По итогам 2018 года доходность 1 ММДХ по регулируемым маршрутам составила 31,1 рубль, по коммерческим маршрутам – 63,4 рублей.

Затраты Предприятия на 1 ММДХ по учетным данным составили:

коммерческие маршруты – 47,4 рубля;

регулируемые маршруты – 38,4 рубля.

Аналогично ситуации с сопоставлением доходности и затратности 1 поездки, в отношении соотношения себестоимости и доходов, приходящихся на 1 ММДХ, прослеживается обратная зависимость.

По коммерческим маршрутам доходность 1 ММДХ превышает себестоимость на 16 рублей.

По регулируемым маршрутам доходность 1 ММДХ ниже себестоимости на 7,3 рубля.

Сложившаяся фактически в 2018 году ситуация с соотношением доходности и себестоимости имеет место, когда оплата по контракту за выполненные работы составляет 29,3 рубля/км.

Предусмотренная контрактом на 2019 год оплата за выполненные работы в размере 17,4 рублей/км, учитывая возрастающую потребность в материальных затратах на ремонт и поддержание в рабочем состоянии транспорта, нормативный срок эксплуатации которого превышен в разы, не обеспечит Предприятию повышение показателей эффективности использования автотранспорта –доходность ММДХ и 1 поездки.

Имущество Предприятия представлено имуществом, переданным ему для целей осуществления деятельности на праве хозяйственного ведения, аренды, безвозмездного пользования.

В соответствии с данными счета учета 01 «Основные средства» Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит 15 единиц транспортных средств, стоимостью 2 280 510,00 рублей.

Формирование счета 01 «Основные средства» осуществлено с нарушением требований бухгалтерского учета, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ № 402-ФЗ), что привело к образованию нереальной кредиторской задолженности (неподтвержденной документально), что в свою очередь, содержит риски ее необоснованного взыскания в пользу кредитора.

Сделка по приобретению транспортных средств и спецтехники осуществлена с нарушением требований установленных п.1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ №161-ФЗ), раздела II Порядка согласования крупных сделок, заимствований, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителей, и иных сделок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 24.11.2015 № 147-5-РС.

Земельные участки, на которых расположено недвижимое имущество, переданное Предприятию на праве хозяйственного ведения и праве аренды, используются без договорных отношений и без внесения платы за их использование.

В нарушение требований п. 4 Федерального закона от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Предприятием не осуществлено страхование 18 единиц автобусов, принадлежащих Предприятию на праве аренды и безвозмездного пользования, что влечет за собой риски осуществления Предприятием дополнительных расходов.

В нарушение требований п. 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» Предприятием не направлены сведения и документы об имуществе, приобретенном Предприятием в процессе хозяйственной деятельности, в орган уполномоченный на ведение реестра муниципального имущества в установленный срок, что привело к недостоверности сведений, содержащихся в реестре муниципального имущества, а также к отсутствию контроля за использованием муниципального имущества.

Значительный рост дебиторской задолженности по арендной плате от 327,63 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2019 до 7724,42 тыс. рублей по состоянию на 01.07.2019, обусловлен следующим.

В 2018 году Предприятию предоставлена муниципальная преференция, виде заключения договоров аренды без проведения торгов с одновременным предоставлением льготы по арендной плате в размере 95%.

В 2019 году в соответствии с п.3 ч.3 ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области принято решение об отказе в согласовании Предприятию преференции виде заключения договоров аренды без проведения торгов с одновременным предоставлением льготы по арендной плате в размере 95% по основаниям, установленным антимонопольным законодательством.

По состоянию на 14.10.2019 года договоры аренды с Предприятием не заключены, начисление арендной платы осуществляется за фактическое пользование муниципальным имуществом.

Установлены факты использования Предприятием имущества, переданного ему на ответственное хранение АО «ПАТП г. Курска», без правовых оснований (нарушение ст. 892 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В нарушение ст. 9 ФЗ №402-ФЗ Предприятием не утверждены:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями.

В нарушение п.15 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», на Предприятии не утвержден график документооборота.

В нарушение п.5 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ на Предприятии не утверждены формы регистров бухгалтерского учета.

В нарушение п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 №91н, отсутствуют инвентарные карточки имущества.

В нарушение ст. 20 ФЗ №161-ФЗ бухгалтерская отчетность Предприятия по итогам деятельности за 2018 год не утверждена собственником имущества.

В нарушение требований ФЗ №402-ФЗ, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 №49 инвентаризация имущества (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство и иные вложения во внеоборотные активы, денежные средства, денежные документы, дебиторская задолженность) не осуществлялась.

Нарушения, выявленные при проведении анализа доходов и расходов Предприятия, свидетельствуют об отсутствии на Предприятии эффективной системы внутреннего контроля, отсутствии должного контроля за организацией бухгалтерского учета, отчетности и системы внутреннего контроля (нарушение ст. 19 ФЗ №402-ФЗ).

По результатам контрольного мероприятия:

Предприятию направлено представление об устранении выявленных нарушений;

копия отчета о результатах контрольного мероприятия направлена в Прокуратуру города Курска.

Вернуться к списку

Поиск по сайту

Разработано в АЛЬФА Системс