Статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлены бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).
ВФА проводится с целью оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ, повышения качества финансового менеджмента.
Во исполнение ст. 160.2-1 БК РФ постановлением Администрации города Курска от 03.07.2014 №2536 утвержден Порядок осуществления главными распорядителями средств бюджета города Курска, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Курска, главными администраторами (администраторами) источников дефицита бюджета города Курска внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Постановление).
В соответствии с п. 28 Постановления ВФА осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств бюджета города Курска (далее - субъект ВФА), наделенными полномочиями по осуществлению ВФА, на основе функциональной независимости.
При анализе организационных структур управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитета социальной защиты населения города Курска, комитета образования города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и управления культуры города Курска (далее - ГРБС) установлено, что самостоятельных структурных подразделений на осуществление ВФА у ГРБС не создано. Функции ВФА осуществляют уполномоченные должностные лица - сотрудники ГРБС в управлении по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитете социальной защиты населения города Курска, комитете образования города Курска, созданы аудиторские комиссии в управлении молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и в управлении культуры города Курска. Таким образом, единый подход ГРБС по организации ВФА отсутствует.
Анализ функциональной независимости субъектов ВФА показал, что принцип функциональной независимости субъекта ВФА не был соблюден с января 2016 года по 11 апреля 2018 года управлением молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и в 2016 году комитетом образования города Курска.
При оценке уровня подотчетности субъектов ВФА выявлено, что непосредственно руководителю ГРБС субъекты ВФА подчиняются только в управлении по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска и в комитете социальной защиты населения города Курска.
Анализ укомплектованности субъекта ВФА показал, что количественного состава сотрудников достаточно для реализации задач ВФА, но большинство этих сотрудников не имеют дипломов высшего профессионального образования по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям), что ставит под сомнение применение принципа профессиональной компетентности.
Во исполнение Постановления всеми ГРБС утверждены правовые акты, регламентирующие осуществление ВФА (далее - правовые акты ГРБС).
Анализ правовых актов ГРБС Постановлению показал следующее:
- не определены принципы деятельности субъекта ВФА (п.28 Постановления) у управления культуры города Курска, управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;
- не определены цели ВФА (п.29 Постановления) и предмет ВФА (п.30 Постановления), у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;
- не определены виды и классификация аудиторских проверок (п.31, п.33 Постановления) у управления культуры города Курска и у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;
- не определены права и обязанности субъектов ВФА (п.34, п.35 Постановления) у управления культуры города Курска, комитета образования города Курска, управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;
- не закреплена ответственность руководителя ГРБС за организацию ВФА (п.36 Постановления) у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитете образования города Курска.
Кроме этого, в правовых актах всех ГРБС предусмотрено утверждение программы аудиторской проверки руководителем ГРБС, что не соответствует п.44 Постановления.
В правовом акте управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска отсутствует требование о содержании в годовой отчетности о результатах осуществления ВФА информации, подтверждающей выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета города Курска (п.55, п.56 Постановления).
Кроме этого, объектом ВФА у управления культуры города Курска и комитета образования города Курска определены только их внутренние структурные подразделения при наличии в подведомственности еще казенных учреждений, которые тоже согласно п.30 Постановления являются объектами ВФА.
Управлением по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска не установлен порядок планирования ВФА (критерии отбора тем ВФА, критерии отбора объектов аудита, сроки составления планов аудиторских проверок, обязательные показатели плана), в правовом акте регламентировано лишь ответственное за составление плана ВФА лицо, дата утверждения начальником управления плана и форма плана, что не соответствует Постановлению.
В соответствии с Постановлением и правовыми актами ГРБС годовые планы всех субъектов ВФА составлены и утверждены до начала очередного финансового года. Нарушения при составлении планов ВФА выявлены у комитета социальной защиты населения города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска.
При оценке тем аудиторских проверок выявлено, что у управления культуры города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска и у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска вид проверяемой внутренней бюджетной процедуры не меняется из года в год, что говорит о проведении проверок лишь в одном направлении
Не соответствие тем в программах аудиторских проверок, тем в годовых планах ВФА, тем, установленных приказами ГРБС о проведении аудиторских проверок, тем, указанных в актах аудиторских проверок, выявлено у комитета социальной защиты населения города Курска, комитета образования города Курска и управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска.
Анализ программ аудиторских проверок показал, что всеми субъектами ВФА соблюдались необходимые требования к их содержанию.
В нарушение п. 44 Постановления программы аудиторских проверок утверждены руководителем ГРБС у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска, комитета социальной защиты населения города Курска, комитета образования города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска.
Случаев приостановления и продления аудиторских проверок не выявлено.
Форма акта аудиторской проверки, порядок направления (вручения) и сроки его рассмотрения у всех субъектов ВФА утверждены правовыми актами ГРБС.
Механизм составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок и годового отчета о результатах аудиторских проверок прописан в правовых актах ГРБС.
Нарушения при составлении отчетов о результатах аудиторских проверок выявлено у комитета социальной защиты населения города Курска и комитета образования города Курска.
Поскольку акты аудиторских проверок и отчеты о результатах аудиторских проверок не содержат никаких замечаний и рекомендаций ни у одного субъекта ВФА, то руководителями ГРБС никаких решений не принималось.
Случаев не своевременного составления и представления годовых отчетов о результатах аудиторских проверок руководителю ГРБС не выявлено ни у одного субъекта ВФА.
В ходе проводимых аудиторских проверок субъектами ВФА признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации выявлено не было, материалы в контрольно-ревизионное управление города Курска, правоохранительные органы субъектами ВФА не направлялись.
Анализ соответствия процедур проведения аудиторских проверок Постановлению показал, что собранных управлением культуры города Курска, управлением молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска, комитетом образования города Курска доказательств, фактических данных и информации недостаточно для формирования надежных выводов, сделанных по результатам ВФА.
Анализ отчетов о результатах аудиторских проверок показал, что порядки составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок соблюдались ГРБС частично.
С целью проверки выполнения субъектом ВФА поставленных перед ним задач в части оценки степени надежности и эффективности внутреннего финансового контроля, подтверждения соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, и подтверждения достоверности бюджетной отчетности, ответственными исполнителями Контрольно-счетной палаты города Курска (далее - исполнители КСП) были проведены выборочные проверки областей финансово-хозяйственной деятельности ГРБС, охваченных аудиторскими проверками субъектов ВФА.
Сравнительный анализ результатов аудиторских проверок ВФА, проведенных субъектами ВФА, с результатами проверок соответствующего ГРБС, проведенных исполнителями КСП показал, что субъекты ВФА поставленные перед ними задачи не выполняют, ВФА носит формальный характер.
При проведении экспертно-аналитического мероприятия оценка эффективности ВФА в ГРБС осуществлялась по результатам двух этапов оценки ВФА. На первом этапе осуществлялась оценка организации ВФА, на втором этапе проводились проверка и анализ результатов осуществления ВФА.
По итогам двух этапов оценки ВФА можно сделать обобщающий вывод об осуществлении эффективности ВФА, проводимого ГРБС в 2016-2019 годах:
- о средней эффективности ВФА в 2016-2018 годах у комитета образования города Курска, управления культуры детства города Курска, комитета социальной защиты населения города Курска, управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска;
- о средней эффективности ВФА в 2016-2017 годах и о низкой эффективности в 2018 году у управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что субъектами ВФА не всегда соблюдаются требования нормативных и правовых актов, регламентирующих проведение ВФА. ВФА носит формальный характер, не дает достоверной оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, не подтверждает достоверность бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации. За период с 2016 по 2018 года субъектами ВФА не подготовлено ни одного предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия при осуществлении ВФА ГРБС рекомендовано привести в соответствие с Постановлением правовые акты ГРБС, регламентирующие осуществление ВФА и с 01.01.2020 учесть при осуществлении ВФА требования стандартов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, с учетом реализации обновленных положений БК РФ, при планировании ВФА ГРБС рассмотреть возможность включения в планы ВФА не только внутренние структурные подразделения, но и подведомственные учреждения – получатели средств бюджета города Курска, планами ВФА предусмотреть аудиторские проверки, направленные на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета города Курска, не допускать включения в акты аудиторских проверок предположений и сведений, не подтвержденных документально, основывать выводы на доказательствах и фактах, при составлении отчетов о результатах аудиторских проверок не допускать в них включение выводов, не нашедших отражения в актах аудиторских проверок, включать в отчеты по итогам аудиторской проверки информацию, предусмотренную п. 53 Постановления.