Отчеты о результатах контрольных мероприятий направлены в Курское городское Собрание…

Отчеты о результатах контрольных мероприятий направлены в Курское городское Собрание…

Отчеты о результатах контрольных мероприятий направлены в Курское городское Собрание…

Проверка работы с образовавшейся просроченной задолженностью по договорам аренды имущества муниципальной собственности, земельных и лесных участков, расположенных в границах муниципального образования «Город Курск», в том числе земельных участков, предоставленных под нестационарные торговые объекты

В результате проведения контрольного мероприятия установлено:

1. Анализ задолженности по арендным платежам за аренду муниципального имущества, земельных и лесных участков, расположенных в границах муниципального образования «Город Курск», в том числе земельных участков, предоставленных под нестационарные торговые объекты (анализ осуществлен выборочно), показал:

Администратор доходов - Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – Комитет по имуществу).

Задолженность по арендной плате за использование имущества казны по состоянию:

- на 01.01.2016 года - 68 400,8 тыс. рублей, в том числе задолженность по аренде недвижимого имущества – 52 653,3 тыс. рублей (344 договора), движимого – 4 716,1 тыс. рублей (48 договоров);

- по 64 договорам, из общего количества проверенных, задолженность в размере 16 265,5 тыс. рублей имеет низкую вероятность взыскания, поскольку срок действия договоров истек до 01.01.2015 года, задолженность по указанным договорам «переходит» из года в год и не имеет тенденции к сокращению.

1.2. Администратор доходов - земельный комитет города Курска (далее – Земельный комитет).

Задолженность по арендной плате за использование земельных участков плате по состоянию:

- на 01.01.2016 года составляет 56 290,8 тыс. рублей, в том числе задолженность:

по аренде земельных участков, муниципальная собственность на которые не разграничена 25 916,8 тыс. рублей,

по аренде земельных участков, являющихся муниципальной собственностью – 29 328,9 тыс. рублей,

по аренде лесных участков – 280,8 тыс. рублей;

за использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов – 764,3 тыс. рублей.

Наличие дебиторской задолженности по договорам аренды земельных участков, «переходящей» из года в год (73 договора с истекшим сроком действия по состоянию 01.01.2015 года), свидетельствует о снижении вероятности ее взыскания и по состоянию на 01.01.2016 года, ее размер составил 27 639,1 тыс. рублей, в том числе:

- задолженность по аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, составляет 7 001,2 тыс. рублей по 23 договорам аренды;

- задолженность по аренде земельных участков, право собственности на которые не разграничено, составляет 20 637,9 тыс. рублей по 50 договорам аренды.

В категории действующих в 2015 году договоров (938 договоров), по 586 договорам (62%), систематически нарушается платежная дисциплина (наибольшие суммы задолженности числятся за ОАО «Олимпиец» - 6 963,6 тыс. рублей; ООО «Спортивный клуб дзюдо г. Курска» - 1 579,6 тыс. рублей).

К систематически нарушающим платежную дисциплину по внесению арендных платежей за пользование землями, право собственности на которые не разграничено, по действующим договорам, заключенным Земельным комитетом:

- с юридическими лицами, относятся 17 договоров, размер задолженности по которым составляет 220,9 тыс. рублей.

- с физическими лицами, относятся 17 договоров, размер задолженности по которым составляет 1 678,8 тыс. рублей.

По договорам аренды, заключенным с физическими лицами, к категории должников, задолженность по которым превышает размер годовых начислений, относятся 483 договора, что составляет 93% от числа договоров, по которым числится задолженность по состоянию на 01.01.2016 года (518 договоров), при этом период образования указанных сумм задолженности (исходя из размера годовой арендной платы) составляет от 1 года до 17 лет.

2. Проверкой соблюдения Комитетом по имуществу требований, установленных Порядком работы с просроченной задолженностью при ведении претензионной (досудебной) работы, ведении работы направленной на взыскание просроченной задолженности в судебном порядке, погашение задолженности, возникшей по договорам аренды муниципального имущества казны, перед бюджетом города Курска, а также задолженности по начисленным пеням, штрафам за нарушение договорных и иных обязательств, установлено:

- направление претензий с нарушением срока, установленного п. 4 Порядка работы с просроченной задолженностью;

- не эффективность представления отсрочки по погашению задолженности по решению комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых платежей в бюджет города Курска (далее – Комиссия) в соответствии с п.5 Порядка работы с просроченной задолженностью (не обеспечено погашение образовавшейся задолженности).

Выборочной проверкой (78 договоров аренды недвижимого имущества или 27 808,5 тыс. рублей задолженности по состоянию на 01.01.2016 года) соблюдения порядка взыскания задолженности по арендным платежам за использование недвижимого имущества, в судебном порядке, установлено:

- о взыскании задолженности в судебном порядке заявлено по 72 из 78 отобранных договоров аренды, что свидетельствует о низкой эффективности взыскания задолженности в рамках досудебной (претензионной) работы Комитета по имуществу;

- по состоянию на 01.01.2016 года в судебном порядке заявлены требования о взыскании 25 047,8 тыс. рублей (60% задолженности по арендной плате за использование муниципального недвижимого имущества охваченной анализом);

- по задолженности, не заявленной к взысканию в судебном порядке в течение 2015 года, Комитетом по имуществу проведена работа в истекшем периоде 2016 года – заявлены требования в размере 11 263,6 тыс. рублей;

- не заявлены исковые требования по взысканию арендной платы в размере 1 358,5 тыс. рублей по 6 из проверяемых договоров (предоставлена отсрочка по погашению арендной платы, судебные разбирательства приостановлены);

- в процентном отношении признанная судом сумма к взысканию задолженности по арендной плате составляет 75% от заявленных в 2015 году требований (по состоянию на 01.01.2016 года не все требования Комитета по имуществу рассмотрены судом), пени – 34% (размер пени уменьшается судом).

2.1. Анализ взыскания задолженности (охваченной проверкой) в рамках исполнительного производства показал:

- по состоянию на 01.01.2016 года исполнительное производство возбуждено в отношении задолженности на общую сумму 13 641,2 тыс. рублей, что составляет 92% от суммы подлежащей взысканию задолженности (14 750,1 тыс. рублей) по решению суда;

- вероятность взыскания задолженности, переданной в исполнительное производство находится на низком уровне (фактически взысканная в рамках исполнительного производства сумма (по проверенным договорам аренды) составила 185,5 тыс. рублей или 1,3% от размера задолженности, находящейся в исполнительном производстве).

- установлен факт отсутствия информации о возбуждении исполнительного производства в отношении ООО «Олимп» (размер задолженности 1 153,7 тыс. рублей);

Не исполнены арендаторами - должниками вступившие в силу решения Арбитражного суда Курской области об освобождении помещений (не переданы Комитету по имуществу помещения муниципальной собственности):

- по договорам аренды с ООО «Здравушкой+», объекты аренды расположены по адресам: ул. Чернышевского, 70а, ул. Серегина, 22 Лит.А 4,

- по договору с ООО «УК города Курска», адрес объекта аренды: ул. Школьная, 7, Лит. А, - по договору с ООО «СевероЗапад», адрес объекта аренды: ул. Запольная, - по договору с ООО «СевероЗапад3», адрес ул. К.Воробьева, д.2, Лит.Б.

3. Проверкой соблюдения Земельным комитетом, установленных Порядком работы с просроченной задолженностью, сроков ведения претензионной работы, взыскания задолженности в судебном порядке, погашения задолженности, возникшей по договорам аренды земельных и лесных участков, по договорам на размещение нестационарных торговых объектов перед бюджетом города Курска, а также задолженности по начисленным пеням, штрафам за нарушение договорных и иных обязательств установлено:

- в рамках досудебного взыскания задолженности в бюджет города Курска:

в период проведения контрольного мероприятия поступили платежи в размере 811,4 тыс. рублей по договорам на право размещения нестационарного торгового места,

после получения претензии Земельного комитета поступили платежи в размере 1 400, тыс. рублей (10% задолженности от суммы, предложенной к уплате в добровольном порядке в 2015 году);

- не эффективность представления отсрочки по погашению задолженности по решению Комиссии в соответствии с п.8 Порядка работы с просроченной задолженностью (не обеспечено погашение образовавшейся задолженности, привело к «затягиванию» момента обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности и расторжении договорных отношений, отсутствует единый подход к арендаторам, систематически нарушающим платежную дисциплину);

- отсутствие механизма взаимодействия органа местного самоуправления городского округа «Город Курск» с органом государственной власти Курской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся на территории муниципального образования «Город Курск» по вопросу обеспечения поступления доходов, от использования данной категории земель, в полном объеме.

3.1. Анализ осуществления мероприятий по взысканию дебиторской задолженности, сложившейся в течении 2015 года, по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Курск (проверкой охвачено 65% или 16 037,8 тыс. рублей задолженности, сложившейся по состоянию на 01.01.2016 года за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования) показал следующее:

- в Арбитражный суд Курской области заявлено исковых требований на общую сумму 11 810,4 тыс. рублей, что составляет 73% от суммы задолженности по арендной плате, охваченной проверкой;

- по вступившим в силу решениям суда общая сумма, подлежащая взысканию, составила 3 284,1 тыс. рублей, что составляет 28% от суммы, заявленной к взысканию.

Низкий процент признанных судом сумм дебиторской задолженности обусловлен затянувшимися судебными процессами в отношении должников, размер задолженности которых влияет на данный показатель (ОАО «Олимпиец» 6 963,8 тыс. рублей, ООО «Спортивный клуб дзюдо г. Курска» - 1 579,6 тыс. рублей).

Качество дебиторской задолженности, указанных предприятий указывает на наличие рисков перехода задолженности, числящейся за ними (8 543,1 тыс. рублей) в разряд нереальной к взысканию и дальнейшему ее списанию (имущество ОАО «Олимпиец» передано по мировому соглашению в счет погашения задолженности (60 929 477,59 рублей) кредиторам).

- непринятие Земельным комитетом в течение 2015 года мер, направленных на взыскание задолженности по арендной плате за использование земель муниципальной собственности в судебном порядке в размере 1 110,4 тыс. рублей (7% от охваченной проверкой задолженности);

- неполноты принятия Земельным комитетом в течение 2015 года мер, направленных на взыскание задолженности по арендной плате за использование земель муниципальной собственности в судебном порядке в размере 771,6 тыс. рублей (5% от охваченной проверкой задолженности).

3.2. Анализ осуществления мероприятий по взысканию дебиторской задолженности по договорам аренды, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска (проверкой охвачено 40% или 10 183,4 тыс. рублей) задолженности, сложившейся по состоянию на 01.01.2016 года за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска показал следующее:

- в Арбитражный суд Курской области заявлено исковых требований на общую сумму 8 004,2 тыс. рублей, что составляет 78% от охваченной проверкой задолженности по арендной плате;

- по вступившим в силу решениям суда общая сумма, подлежащая взысканию, составила 7 256,3 тыс. рублей, что составляет 91% от суммы, заявленной к взысканию;

- установлены случаи нарушения п. 5,6,7 Порядка работы с просроченной задолженностью, выразившееся в непринятии мер как по досудебному взысканию образовавшейся задолженности, так и по ее взысканию в судебном порядке в размере 1 333,6 тыс. рублей.

3.3. Проверкой исполнения Земельным комитетом требований п.7 Порядка работы с просроченной задолженностью, в части взыскания задолженности в рамках исполнительного производства (по выборочно проверенным договорам) установлено следующее:

- по состоянию на 01.01.2016 года исполнительное производство возбуждено в размере 9 600,9 тыс. рублей, что составляет 97% от суммы задолженности, подлежащей взысканию (10 540,9 тыс. рублей) по решению суда;

- фактически взысканная в рамках исполнительного производства сумма (по проверенным договорам аренды) составила 58,3 тыс.рублей рублей или 0,5% от размера задолженности, находящейся в исполнительном производстве (такой показатель свидетельствует о низкой вероятности взыскания задолженности, переданной в исполнительное производство);

- сумма фактически поступивших в рамках исполнительного производства платежей за период с 01.01.2015 года по 01.06.2016 года, составила 1 967,0 тыс. рублей, что составляет 10% от общей суммы дебиторской задолженности (по всем договорам), подлежащей взысканию в рамках исполнительного производства;

4. Анализ задолженности, признанной безнадежной к взысканию и списанной в 2015 году показал следующее.

4.1. В 2015 году Комитетом по имуществу в соответствии с Порядком списания задолженности осуществлено списание признанной безнадежной к взысканию задолженности в размере 21 925,4 тыс. рублей (на основании п. 3.2. Порядка списания задолженности - исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с законодательством Российской Федерации и п.3.4 - завершение конкурсного производства в отношении юридического лица, объявленного банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве, в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника).

Наибольшая доля списанной задолженности приходится на ОАО «Дорсервис», акции которого принадлежали муниципальному образования «Город Курск» в размере 100% и составляет 48% от общей суммы списанной задолженности (10 473,9 тыс. рублей).

52% (11 451,5 тыс. рублей) списанной задолженности представлено задолженностью, сформированной в период с 2007 - 2009 годы (на ЗАО «Мир Кино» приходится 71% или 8 159,9 тыс. рублей).

В нарушение п.3,6,7,8,9 Порядка списания задолженности, задолженность в размере 6 234,5 тыс. рублей по исполнительным листам, возвращенным в Комитет по имуществу по основаниям, предусмотренным ч.4 п.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п.3.3. Порядка списания задолженности), по состоянию на 01.01.2016 года не признана безнадежной к взысканию, и, как следствие, не списана.

Комитетом по имуществу не в полном объеме приняты меры по взысканию задолженности в отношении:

- НОУВПО «Курский гуманитарно-технический институт» - 2 340,5 тыс. рублей (не соблюдены нормы ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в редакции на декабрь 2012 года – не использовано право на обращение с иском в суд с требование о погашении задолженности за счет собственника этого учреждения);

- ООО «Рось», СРОСНОР «Союз коммунальных предприятий», ООО «Ерго», АНО Центральная Коллегия адвокатов - сумма задолженности 978,0 тыс. рублей (юридические лица исключены из ЕГРЮЛ как недействующие по решению регистрирующего органа на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Комитетом по имуществу, как кредитором, заявления в регистрирующий орган не направлялись).

4.2. В нарушение требований Порядка списания задолженности признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание Земельным комитетом в 2015 году не осуществлялось.

4.3. Комитету по имуществу и Земельному комитету необходимо принять меры, направленные на недопущение случав списание дебиторской задолженности, при условии непринятия исчерпывающих мер по ее взысканию, обеспечив ее систематическую инвентаризацию, в том числе по средствам мониторинга арендаторов – должников, используя электронные сервисы.

5. При проведении контрольного мероприятия установлены коррупционные риски в действиях (бездействиях) должностных лиц Комитета по имуществу и Земельного комитета, выразившееся в недостаточности контроля за деятельностью сотрудников, что подтверждается выявленными, в ходе проведения контрольного мероприятия нарушениями Порядка списания задолженности и Порядка работы с просроченной задолженностью.

Отсутствие в п. 5 Порядка по работе с просроченной задолженностью Земельного комитета положений, устанавливающих конкретные сроки осуществления добровольного (претензионного) порядка взыскания задолженности, создает условия для возникновения нескольких возможных вариантов принятия должностным лицом решения о сроке направления претензии (по выбору должностного лица без точного определения условий для принятия того или иного решения), создает условия для неоднозначного подхода к взысканию задолженности при ведении претензионной работы, что является коррупционным риском в деятельности Земельного комитета.

Проверка реализации плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования «Город Курск» в части нестационарных торговых объектов.

В результате проведения контрольного мероприятия установлено.

Положение о размещении нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на территории города Курска утверждено постановлением Администрации города Курска от 12.04.2012 года №1036.

Постановлением Администрации города Курска от 12.04.2012 года №1035 утверждена схема размещения НТО на территории города Курска (далее – Схема).

Департаментом развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска (далее – Департамент) в течение 2015 года проведен анализ размещения НТО на территории города Курска, получена оперативная информация о киосках, павильонах, функционирующих без оформления договоров на их размещение, выявлено 49 НТО, собственниками которых не продлены договорные отношения на их размещение с 2014 года (перечень НТО направлен в земельный комитет города Курска (далее – Земельный комитет) для принятия мер), 18 НТО, установленных незаконно без оформления договоров на их размещение (информация направлена в Администрации округов города Курска).

По информации Земельного комитета, из 49 вышеуказанных НТО, в отношении 6 юридических лиц оформлены договоры на размещение НТО, по остальным 43 объектам информация передана в Администрации округов города Курска для проведения мероприятий по демонтажу НТО, из которых на момент контрольного мероприятия по 11 поданы заявки на участие в проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО.

Администрациями округов города Курска работа по НТО, не имеющим договоров на их размещение, проводится в соответствии с Порядком сноса (демонтажа) самовольно установленных НТО на землях, находящихся в муниципальной собственности города Курска, землях общего пользования, землях, государственная собственность на которые не разграничена в границах муниципального образования, утвержденным постановлением Администрации города Курска от 10.07.2014 года №2661 (далее – Порядок о сносе), для чего в каждом округе созданы комиссии по сносу (демонтажу) самовольно установленных НТО.

В нарушение п.3 постановления Администрации города Курска от 10.07.2014 года №2661 в Администрации Железнодорожного округа города Курска отсутствует Положение о комиссии по сносу (демонтажу) самовольно установленных НТО (необходимо было утвердить в месячный срок со дня вступления в силу постановления Администрации города Курска от 10.07.2014 года №2661). Отсутствие Положения о комиссии по сносу свидетельствует об отсутствии или неполноте административных процедур – отсутствии порядка совершения должностными лицами определенных действий (коррупциогенный фактор). В период проверки устранено.

Администрацией Центрального округа города Курска были выявлены и внесены в план сноса 21 незаконно установленный НТО. Всего снесено в 2015 году 11 объектов, в том числе на добровольной основе без привлечения бюджетных средств – 10 объектов, израсходовано средств местного бюджета на демонтаж самовольно установленного НТО (бесхозяйного) по ул. Пирогова (ост. «Горбольница») в сумме 12,8 тыс. рублей.

Администрацией Сеймского округа города Курска в 2015 году выявлено 12 самовольно установленных объектов, демонтировано в добровольном порядке 26 объектов; за период с 01.01.2016 года по 30.04.2016 года выявлено 19 самовольно установленных объектов, в том числе 11 объектов – по полученной в январе 2016 года от Земельного комитета информации о прекращении договорных отношений, демонтировано в добровольном порядке 3 объекта.

Администрацией Железнодорожного округа города Курска в 2015 году проведены мероприятия по сносу 9 незаконно установленных НТО. Демонтаж произведен за счет владельцев без привлечения бюджетных средств. Дополнительно был освобожден земельный участок по ул. Вокзальная, 2, ранее используемый ООО «Компания «Русский клуб» (рынок «Преображенский»), было демонтировано и вывезено 149 торговых сооружений.

На момент проверки в реестр самовольно установленных НТО на территории города Курска Администрацией Центрального округа города Курска включено 26 объектов, подлежащих сносу, Администрацией Сеймского округа города Курска – 22 объекта, Администрацией Железнодорожного округа города Курска – 3 объекта.

В нарушение Порядка сноса Администрацией Железнодорожного округа города Курска срок вручения (направления) Требований об освобождении места размещения объекта не соблюден, не подготовлены проекты постановлений Администрации города Курска о сносе (демонтаже) самовольно установленных объектов, что может являться коррупционными признаками в действиях должностных лиц Администрации Железнодорожного округа города Курска.

В ходе контрольного мероприятия установлены факты несоответствия Схеме группы реализуемых товаров:

в павильонах «Деньги сразу» по ул. Ленина – ул. Кирова и по пр. Ленинского Комсомола (ост. Льговский поворот), «Быстроденьги» по ул. Союзная – ул. 2-я Рабочая осуществляется предоставление займов (микрокредитование);

в киоске по ул. Дубровинского, 35 и павильонах по ул. Союзная, 4 и ул. Союзная, 4-6 осуществляется предоставление бытовых и иных услуг, не предусмотренных Схемой: ремонт обуви, бытовой техники, ритуальные услуги, услуги по установке окон;

в павильоне по пр. Клыкова (остановка «Родники», по направлению к КЗТЗ) осуществляется продажа цветов.

В ходе контрольного мероприятия установлены факты несоответствия Схеме типа НТО: павильоны по ул. Кирова – ул. Ленина, ул. Союзная – ул. 2-я Рабочая, по ул. Дубровинского, 46, по ул. Союзная, 4 и ул. Союзная, 4-6 по Схеме числятся как киоски.

В ходе контрольного мероприятия установлены 11 неработающих НТО.

В ходе проверки установлено размещение НТО без включения в Схему на земельных участках, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду по договору с Комитетом по управлению имуществом Курской области (киоск по ул. Карла Маркса «Шиномонтаж» (около Мемориала Памяти павшим в годы Великой Отечественной Войны), киоск «Прокат» по пр. Победы (напротив ТЦ «Триумф»), торговые объекты, расположенные на территории, прилегающей к ТЦ «Триумф» по пр. Победы,74А, торговые объекты, расположенные на территории, прилегающей к ТЦ «Бумеранг» по пр. Хрущева,2).

Пунктом 2.19 Плана мероприятий предусмотрена организации работы по проведению торгов на право размещения объектов мелкорозничной торговой сети. Земельным комитетом в 2015 году проведены 8 аукционов на право заключения договора на размещение НТО.

Сумма поступлений в бюджет города Курска по договорам на размещение НТО составила в 2015 году – 17 024,4 тыс. рублей, за 1 квартал 2016 года – 2 700,2 тыс. рублей.

Вернуться к списку

Поиск по сайту