Основная идея бюджета на следующие 3 года - это качество жизни людей. «Нельзя разрывать качество жизни, социальные обязательства, уровень жизни людей с возможностями страны и экономики в конкурентном мире» - указал М. Мишустин
Важно помнить, что бюджет – это финансовый документ. Но документ не о цифрах – он о людях. Это документ, направленный на решение конкретных проблем жизни людей в нашей стране, в нашем городе.
Одной из основных задач бюджетной политики муниципального образования «Город Курск» на ближайшие три года является повышение собственных доходов бюджета, выявление резервов и перераспределение их в пользу приоритетных направлений, создающих условия для экономического роста.
Показатели на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по основным налоговым доходам бюджета сформированы на основе действующего законодательства и прогноза социально-экономического развития города. Их достижимость будет определяться динамикой базовых макроэкономических показателей, сохранением в основных отраслях экономики положительных тенденций, анализ которых показал ожидаемый рост отдельных показателей, таких как: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, оборот розничной торговли, оборот общественного питания.
Уровень поступлений неналоговых доходов зависит от эффективности деятельности администраторов неналоговых доходов, которыми в частности являются органы Администрации города.
Анализ методик прогнозирования доходов на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов показал, что не всем главным администраторам доходов бюджета удалось достичь соответствия методик прогнозирования доходов Общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: из 22 методик имеются замечания к 9 методикам.
Собственные доходы бюджета, по сравнению с показателями по доходам 2020 года, в 2021 году уменьшаются на 3,3% и составят по налоговым доходам 3815,9 млн.рублей или меньше на 3,0%, по неналоговым доходам 402,8 тыс.рублей или меньше на 5,2%.
В 2022-2023 годах планируется рост налоговых доходов относительно 2021 года, в том числе в 2022 году на 4,0%, в 2023 году на 8,6%, и снижение по неналоговым доходам в 2022 году на 1,2%, в 2023 году на 2,2%.
За 14 лет в общей структуре доходов средний процент налоговых доходов составляет 35,2%, неналоговых доходов – 13,0%, безвозмездных поступлений – 50,8%.
Анализ динамики доходов показал, что за 14 лет (2007-2020 годы) доходы увеличивались в основном за счет увеличения объема безвозмездных поступлений, поскольку собственные доходы (налоговые и неналоговые) за 14 лет практически не увеличивались, основное увеличение произошло в 2020 году на 25,1% в связи с изменением законодательства о налогах.
По итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нами не однократно указывалось на необходимость контроля за правильностью начисления доходов, постоянного и систематического контроля дебиторской задолженности, недопущения просроченной задолженности и задолженности безнадежной к взысканию.
Доходы бюджета упали, а бюджетные расходы надо поддерживать на должном уровне.
В настоящее время объем финансовой помощи из областного бюджета городскому бюджету не определен.
За счет собственных доходов бюджета в первую очередь обеспечены расходы на выплату заработной платы, на социальные выплаты, уплату налогов, уплату процентов за кредиты.
Расходы бюджета на 2021 год предусматриваются за счет собственных доходов, с учетом привлечения кредита коммерческого банка в сумме 350,0 млн.рублей, в размере 4575,7 млн.рублей или на 4,5% меньше ожидаемого исполнения расходов 2020 года за счет собственных доходов.
В 2022 году планируется уменьшение расходов относительно 2021 года на 4,6%, в 2023 году уменьшение относительно 2021 года на 0,8% и увеличение относительно 2022 года на 4,0%. Таким образом, расходы на 2022 год планируются в сумме 4364,6 млн.рублей, на 2023 год – 4538,0 млн.рублей.
Еще одной основной задачей бюджетной политики муниципального образования «Город Курск» на 2021-2023 годы является оптимизация расходов местного бюджета, принятие новых видов расходов только после соответствующей оценки их эффективности.
Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» скорректированы национальные цели развития Российской Федерации, увеличен горизонт планирования до 2030 года, а также скорректированы или установлены новые целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей развития, определено 5 целей:
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
- возможности для самореализации и развития талантов;
- комфортная и безопасная среда для жизни;
- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
- цифровая трансформация.
В 2021 году планируется участие муниципального образования «Город Курск» в таких национальных проектах как «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура».
Национальные проекты направлены на максимальную концентрацию финансовых ресурсов, увеличение отдачи от их использования, повышения эффективности расходов бюджета и усиление ответственности за решение поставленных задач.
Большинство целей и задач устойчивого развития города в той или иной мере заложены в основные стратегические и программные документы.
Бюджет формируется в разрезе 17 муниципальных программ. По всем муниципальным программам объемы финансирования предусмотрены с существенным изменением финансовых показателей.
Согласно Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ города в 2019 году, не все мероприятия выполнены в полном объеме и не все целевые показатели достигнуты в полном объеме. С высокой степенью эффективности исполнено 12 муниципальных программ города.
Основной целью планирования бюджета в разрезе муниципальных программ, является то, что каждая копейка должна иметь свою цель. Деньги потрачены – достигнуты ли поставленные цели.
Формирование системы целей, увязанных со стратегическими направлениями развития города, мероприятий по их достижению направлено не только на соблюдение формата «программного бюджета», а в первую очередь – на повышение результативности муниципального управления и эффективности бюджетных расходов.
Обеспечение сбалансированности бюджета, сокращение муниципального долга и сокращение объема дефицита бюджета, также являются основными задачами бюджетной политики муниципального образования «Город Курск» на 2021-2023 годы.
В 2021 году сохраняется дефицит бюджета в размере 350,0 млн.рублей, который относительно ожидаемого исполнения 2020 года снижается на 139,3 млн.рублей. Основными источниками финансирования дефицита бюджета выступают кредиты банков.
По сравнению с ожидаемым исполнением 2020 года в 2021 году сокращаются средства на обслуживание муниципального долга на 127,0 млн.рублей или на 47,6%.
Все ограничения, установленные законодательством Российской Федерации в части объема муниципального долга и расходов на его обслуживание соблюдены.
Предварительный анализ проекта бюджета города Курска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов свидетельствует о его формировании в соответствии с положениями действующего законодательства, основными направлениями бюджетной и налоговой политики.