Ключевой задачей местного бюджета, как главного финансового документа города, является обеспечение развития муниципального образования с осязаемым результатом для его населения.
Представленный отчет об исполнении бюджета города Курска за 2019 год по доходам, расходам и источникам финансирования является достоверным.
Основные характеристики бюджета города Курска соответствуют требованиям и ограничениям бюджетного законодательства.
Некоторые показатели, характеризующие качество исполнения бюджета в 2019 году, улучшились:
уровень бюджетной обеспеченности по расходам на 1 жителя увеличился с 15,6 тыс.рублей/чел. в 2015 году до 27,6 тыс.рублей/чел. в 2019 году;
уровень бюджетной результативности (отношение налоговых и неналоговых доходов к численности населения) повысился с 6,6 тыс.рублей/чел. в 2015 году до 7,8 тыс.рублей/чел. в 2019 году;
уровень бюджетного покрытия (отношение общей суммы доходов к общей сумме расходов) вырос с 0,95 в 2015 году до 1,0 в 2019 году (однако высокое значение показателя сложилось в связи с неполным освоением расходов в отчетном финансовом году (97,9%) на фоне небольшого перевыполнения плана по доходам (100,1%)).
Есть моменты, которые считаем необходимым озвучить по итогам исполнения прошедшего финансового года, поскольку они требуют внимания при исполнении бюджета в текущем году и при планировании бюджета на следующий финансовый период.
Не в полном объеме реализованы основные направления бюджетной политики в части реализации мероприятий по укреплению и развитию доходного потенциала муниципального образования «Город Курск», в том числе путем повышения эффективности администрирования поступлений.
Неоднократное внесение изменений в бюджет города Курска осуществляется на протяжении ряда лет. Это свидетельствует о необходимости повышения точности прогнозирования основных показателей социально-экономического развития города Курска и качества прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Курска.
Не удалось достичь соответствия Методик прогнозирования доходов Общим требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Существуют недостатки в администрировании и прогнозировании доходов.
Точность прогнозов показателей, принимаемых при расчете доходов, сформированных с методиками прогнозирования, пока недостаточна.
Проведенные нами проверки показывают, что имеются резервы дополнительных поступлений доходов в бюджет города Курска. Дополнительные доходы могут быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по погашению имеющейся задолженности, усиления работы по устранению условий, способствующих росту дебиторской задолженности по доходам, предусматривающей системные меры по повышению эффективности работы всех главных администраторов доходов бюджета города Курска.
Общий объем доходов бюджета города Курска за 2019 год превысил прогнозный объем поступлений на 1,33%, что является самым высоким показателем за последние годы.
Мы неоднократно обращали внимание главных администраторов средств бюджета города Курска на недопущение роста дебиторской задолженности, ее сокращение, как по доходам, так и по расходам бюджета города Курска.
Наибольшая дебиторская задолженность за 2019 год приходится на задолженность по доходам в бюджет города Курска.
Деятельность главных администраторов доходов бюджета города Курска по взысканию этой задолженности не обеспечивает поступления в бюджет города Курска в должном объеме.
По итогам 2019 года уровень исполнения расходов бюджета города Курска сложился в размере 97,9% от уточненных плановых назначений.
Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 271207,760 тыс.рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом в 2,3 раза.
В течение 2019 года бюджетные ассигнования на реализацию 17 муниципальных программ, в соответствии с решениями о внесении изменений в бюджет города Курска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в целом увеличены на 5372684,275 тыс.рублей или на 79,8%. Исполнение за 2019 год составило 11987027,859 тыс.рублей или 97,9% от плановых назначений.
Реализация муниципальных программ осуществляется в условиях неоднократных изменений их параметров в течение года, что создает риски не достижения запланированных результатов по окончании действия муниципальных программ.
Главная цель муниципальных программ – это необходимость не просто кассового исполнения, а достижения соответствующих качественных результатов.
В целях соблюдения принципа сбалансированности системы стратегического планирования в городе Курске, при рассмотрении изменений в муниципальные программы в течение года, нами формировались соответствующие предложения в адрес главных администраторов о проведении работы, направленной на проверку согласованности целей, отраженных в документах стратегического планирования.
Мы видим необходимость в усилении контроля за качеством управления муниципальными программами главными администраторами средств бюджета города Курска.
В 2019 году муниципальное образование «Город Курск» принимало участие в реализации 6 национальных проектов. Национальные проекты интегрированы в структуру муниципальных программ, а соответствующие бюджетные ассигнования обособлены отдельными кодами бюджетной классификации.
Результаты нашего ежеквартального мониторинга, проводимого в течение года, выявляли недостатки, которые могли привести к возникновению рисков не достижения или несвоевременного достижения запланированных значений показателей: в 2019 году сохранялась тенденция неравномерного освоения бюджетных ассигнований, доля расходов в IV квартале составила 52,9% от общих расходов в рамках национальных проектов в целом за 2019 год.
Расходы на реализацию национальных проектов в 2019 году исполнены в сумме 2517037,811 тыс.рублей или 99,3% от уточненных плановых назначений, что на 1,4% выше среднего уровня исполнения расходов бюджета города Курска за 2019 год (97,9%). Национальные проекты «Образование», «Культура» и «Демография» исполнены на 100,0%. Национальные проекты исполнены: «Жилье и городская среда» на 98,5%, «Экология» на 91,3%, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 99,2%.
По итогам 2019 года бюджет города Курска исполнен с превышением доходов над расходами на 20609,56 тыс.рублей, то есть с профицитом, при планируемом дефиците в сумме 267665,5 тыс.рублей.
Муниципальный долг города Курска на 01.01.2020:
составил 2665186,93тыс.рублей или на 9,1% больше чем на начало года;
на 75,5% состоит из коммерческих кредитов и на 24,5 % из бюджетных кредитов.
Расходы на обслуживание муниципального долга за 2019 год:
составили 140382,565 тыс.рублей или 1,1% от общей суммы расходов бюджета города Курска за 2019 год;
увеличились в сравнении с 2018 годом на 10591,465 тыс.рублей или на 8,2%;
исполнены с экономией бюджетных средств по отношению к первоначально установленному плану расходов на сумму 25735,553 тыс.рублей.
Показатели долговой нагрузки бюджета города Курска, по сравнению с 2018 годом, уменьшились:
коэффициент долговой емкости бюджета уменьшен на 0,053 и составил 0,764;
коэффициент долговой зависимости бюджета уменьшен на 0,034 и составил 0,215;
коэффициент долговой нагрузки бюджета уменьшен на 0,002 и составил 0,0113;
коэффициент предела обслуживания муниципального долга уменьшен на 0,005 и составил 0,0178.
Следует отметить, что коэффициент долговой емкости бюджета остается достаточно высоким и увеличивает риски в обеспечении устойчивости бюджета города Курска.
В 2019 году муниципальные гарантии не предоставлялись.
В условиях сложившихся бюджетных ограничений необходимо рассматривать вопросы по увеличению доходной базы и сокращению неэффективных расходов, анализа обоснованности и результативности муниципальных закупок товаров, работ и услуг, эффективности использования муниципального имущества, качества исполнения муниципальных программ.
В целом, при исполнении бюджета в 2019 году, удалось сохранить приоритетные направления, определенные еще на этапах его формирования и принятия.