| Контакты |
 
10.01.2020 09:00
Проверка учета имущества, приобретенного (полученного) при материально-техническом обеспечении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61»

В рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования в городе Курске на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Администрации города Курска от 15.10.2013 № 3546, в 2018 году реализованы мероприятия по приобретению в собственность муниципального образования «Город Курск» объекта капитального строительства – средней общеобразовательной школы с элементами благоустройства и инженерными коммуникациями на 1000 мест по проспекту А. Дериглазова г. Курска (далее - Объект капитального строительства).

Средства выделены комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – Комитет по имуществу) в размере 752 371 739,0 рублей на приобретение объекта капитального строительства (1 муниципальный контракт) и комитету образования города Курска (далее – Комитет образования) на оснащение средней общеобразовательной школы на 1000 мест по проспекту А. Дериглазова г. Курска в размере 149 200,0 тыс. рублей (67 муниципальных контрактов).

Преимущественная доля расходов в рамках оснащения школы по проспекту А. Дериглазова г. Курска представлена вложениями в основные средства – 127 570,3 тыс. рублей (86% расходов по соответствующему мероприятию муниципальной программы), расходы на приобретение материальных ценностей составили 20 167,2 тыс. рублей (13,5%) расходы по приобретению программных продуктов и систем – 1 462,5 тыс. рублей.

Анализ муниципальных контрактов, заключенных с поставщиками с общей долей поставок менее 1%, показал, что в ряде случаев закупочные процедуры, проведенные Комитетом образования, обладают признаками дробления закупки (тождественность предметов муниципальных контрактов, временной интервал, в течение которого были заключены договоры, единая цель муниципальных контрактов).

Так, проведение закупочных процедур, обладающих признаками дробления закупки, установлены в результате анализа конкурентной процедуры заключения муниципального контракта от 14.08.2018 №0144300004018000504_170176 с ООО «Победа».

Проведенный анализ показал:

- начальная максимальная цена муниципального контракта 7 707 249,14 рублей снижена до 2 978 102,0 рублей (на 39%);

- поставка товаров ООО «Победа» не осуществлена в сроки, установленные муниципальным контрактом (с 14.08.2018 по 28.08.2018);

- Комитетом образования меры, направленные на расторжение муниципального контракта, не принимались длительное время (претензии о необходимости поставки товара, поименованного в муниципальном контракте, в полном объеме направлены Комитетом образования в адрес поставщика ООО «Победа» письмами от 08.10.2018 №8916/04.1.01-16, от 30.10.2018 №9508/04.1.01-16);

- Комитет образования не воспользовался правом расторгнуть муниципальный контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ №44-ФЗ));

- расторжение муниципального контракта по соглашению сторон исключило возможность проведения процедуры включения ООО «Победа» в реестр недобросовестных поставщиков в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 104 ФЗ № 44-ФЗ.

Таким образом, длительное непринятие Комитетом образования мер по расторжению муниципального контракта с ООО «Победа» привело к необходимости осуществлять дополнительные процедуры закупки материальных ценностей в сжатые сроки. Как следствие, Комитет образования осуществил закупку без конкурентных процедур, путем заключения ряда муниципальных контрактов до 100 тыс. рублей с ИП Курасовой О.А. на общую сумму 618,09 тыс. рублей, при условии, что такие закупки обладают признаками дробления закупки, а именно:

- если контракты, заключенные по п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ в течение непродолжительного времени на поставку одноименных товаров, содержат идентичные условия, направлены на достижение единой хозяйственной цели, то они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько муниципальных контрактов для формального соблюдения установленных в этом законе ограничений (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 №73-АД19-2).

При осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд запрещены действия, которые приводят к ограничению конкуренции (ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 35-ФЗ «О защите конкуренции»), в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 ФЗ № 44-ФЗ).

Действия Комитета образования повлекли негативные последствия – ограничение конкуренции хозяйствующих субъектов.

При проведении контрольного мероприятия причин, препятствующих своевременному проведению конкурентных процедур, не установлено.

Анализ полноты и своевременности расчетов Комитета по имуществу с АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова», Комитета образования с поставщиками, которые осуществляли поставку имущества в рамках материально-технического обеспечения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61» (далее – Учреждение) на предмет соблюдения заказчиками (Комитет по имуществу, Комитет образования) - сроков оплаты, поставщиками - сроков поставки товаров, показал:

- оплата приобретенного Объекта капитального строительства осуществлена Комитетом по имуществу в течение 30 календарных дней с даты подписания муниципального контракта, что соответствует условиям муниципального контракта;

- по 14 муниципальным контрактам (37% от числа проверенных) Комитетом образования нарушены сроки оплаты поставщикам за поставленные товары.

Согласно пояснений Комитета образования, причиной нарушения сроков оплаты вышеназванных контрактов являлось отсутствие своевременного бюджетного финансирования.

Штрафные санкции (пени, штрафы) предъявлены к Комитету образования в одном случае (поставщик - ООО «ПК-Строй» по муниципальному контракту от 15.06.2018 №0144300004018000194_170176, размер неустойки составил 28,36 тыс. рублей, оплачена 16.08.2019).

Нарушение сроков оплаты привело к дополнительным расходам городского бюджета в размере 28,36 тыс. рублей, а также создало риски взыскания процентов по ст. 395 ГК РФ или неустойки за задержку оплаты поставщикам по остальным 13 муниципальным контрактам, несмотря на то, что нарушение сроков оплаты было вызвано несвоевременным бюджетным финансированием Комитета образования;

- по 5 муниципальным контрактам (13% от числа проверенных) поставщиками не соблюдены сроки поставки товара. Во всех установленных случаях применены штрафные санкции на общую сумму 95,44 тыс. рублей, оплата осуществлена в полном объеме.

Объектами контроля обеспечена сохранность имущества, приобретенного (полученного) при материально-техническом обеспечении Учреждения, также обеспечен контроль за использованием указанного имущества.

Анализ сведений, содержащихся в реестре муниципального имущества, относящегося к категории особо ценного движимого имущества, показал необходимость проведения объектами контроля совместной работы по пересмотру положений постановления Администрации города Курска от 21.01.2011 №93 «Об утверждении Порядка изменения типа муниципальных учреждений города Курска» (в ред. от 16.08.2011 №2333), в части изменения критериев признания имущества особо ценным.

Анализ нормативного уровня регулирования вопросов, связанных с отнесением имущества к категории особо ценного, показывает, что выбор оптимальных критериев отнесения имущества к категории особо ценного позволит сформировать в реестре муниципального имущества реальную картину о наличии в муниципальном образовании «Город Курск» особо ценного имущества, оптимизирует работу по учету муниципального имущества и контролю за его использованием.