| Контакты |
 
14.11.2019 00:00

Контрольно-счетной палатой города Курска подготовлено заключение на проект решения Курского городского Собрания «О бюджете города Курска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

 

 

Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (далееПредприятие) создано в целях решения задач муниципального образования «Город Курск» по обеспечению пассажиропереревозок.

Общая сумма доходов Предприятия в 2018 году составила 92 559,92 тыс. рублей:

доходы от регулируемой деятельности составили 57 717,1 тыс. рублей;

доходы по коммерческим маршрутам составили 29 946,83 тыс. рублей;

доходы от оказываемых Предприятием услуг составили 4 895,96 тыс. рублей.

В 2018 году Предприятием с департаментом пассажирского транспорта города Курска (далее – Департамент транспорта) заключены 17 муниципальных контрактов общей стоимостью 21 934,0 тыс. рублей на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.

Фактически Департаментом транспорта в 2018 году Предприятию за выполненные работы по муниципальным контрактам перечислены средства в размере 14 266,8 тыс. рублей.

Общая стоимость выполненных Предприятием в 2018 году в рамках исполнения муниципальных контрактов работ, составила 16 824,3 тыс. рублей, что ниже общей цены контрактов на 5 109,7 тыс. рублей.

Получение Предприятием предусмотренных контрактом средств в размере ниже установленной цены обусловлено неисполнением предусмотренного условиями контрактов объема работ.

Объем субсидий и возмещений, перечисленных Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области составил 18 898,0 тыс. рублей.

В 2018 году расходы Предприятия по обычным видам деятельности составили 93 551,2 тыс. рублей.

При расчете себестоимости перевозки 1 пассажира по регулируемому и коммерческому маршруту косвенные затраты учтены в размере, определенном пропорционально доходам по соответствующим видам деятельности.

Таким образом, себестоимость перевозки 1 пассажира:

по регулируемому маршруту составила 27,37 рублей;

по коммерческому маршруту – 14,66 рублей.

Обратная зависимость прослеживается в соотношении доходности и себестоимости 1 поездки по видам перевозок:

по регулируемому маршруту доходность 1 поездки ниже себестоимости на 5,2 рубля;

по коммерческому маршруту доходность 1 поездки выше себестоимости на 5 рублей.

В результате выборочной проверки достоверности и корректности формирования бухгалтерских записей выявлены многочисленные нарушения (в частности, учет и распределение косвенных затрат, правомерность отнесения затрат в состав обычных расходов), что непосредственно оказывает влияние на формирование себестоимости, и соответственно на расчет показателей, характеризующих результаты деятельности. Нарушение принципов бухгалтерского учета в части корректности учета затрат при формировании себестоимости оказывает непосредственное влияние на формирование тарифа, так как себестоимость является основной составляющей в принимаемых к его расчету показателей.

Сложившаяся фактически себестоимость является результатом функционирования Предприятия в финансово-ограниченных условиях и не отражает реальную потребность Предприятия в финансовых ресурсах, необходимых для рентабельного функционирования.

Результаты деятельности Предприятия в 2018 году свидетельствуют о превышении расходов на осуществление деятельности по регулируемым маршрутам над доходами.

Используемый Предприятием в качестве критерия для распределения косвенных расходов показатель машино-место-дни в хозяйстве (далее - ММДХ) отражает количество фактически использованных для перевозки пассажиров мест.

Доходность 1 ММДХ использована в качестве показателя эффективности использования транспортных средств.

По итогам 2018 года доходность 1 ММДХ по регулируемым маршрутам составила 31,1 рубль, по коммерческим маршрутам – 63,4 рублей.

Затраты Предприятия на 1 ММДХ по учетным данным составили:

коммерческие маршруты – 47,4 рубля;

регулируемые маршруты – 38,4 рубля.

Аналогично ситуации с сопоставлением доходности и затратности 1 поездки, в отношении соотношения себестоимости и доходов, приходящихся на 1 ММДХ, прослеживается обратная зависимость.

По коммерческим маршрутам доходность 1 ММДХ превышает себестоимость на 16 рублей.

По регулируемым маршрутам доходность 1 ММДХ ниже себестоимости на 7,3 рубля.

Сложившаяся фактически в 2018 году ситуация с соотношением доходности и себестоимости имеет место, когда оплата по контракту за выполненные работы составляет 29,3 рубля/км.

Предусмотренная контрактом на 2019 год оплата за выполненные работы в размере 17,4 рублей/км, учитывая возрастающую потребность в материальных затратах на ремонт и поддержание в рабочем состоянии транспорта, нормативный срок эксплуатации которого превышен в разы, не обеспечит Предприятию повышение показателей эффективности использования автотранспорта –доходность ММДХ и 1 поездки.

Имущество Предприятия представлено имуществом, переданным ему для целей осуществления деятельности на праве хозяйственного ведения, аренды, безвозмездного пользования.

В соответствии с данными счета учета 01 «Основные средства» Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит 15 единиц транспортных средств, стоимостью 2 280 510,00 рублей.

Формирование счета 01 «Основные средства» осуществлено с нарушением требований бухгалтерского учета, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ № 402-ФЗ), что привело к образованию нереальной кредиторской задолженности (неподтвержденной документально), что в свою очередь, содержит риски ее необоснованного взыскания в пользу кредитора.

Сделка по приобретению транспортных средств и спецтехники осуществлена с нарушением требований установленных п.1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ №161-ФЗ), раздела II Порядка согласования крупных сделок, заимствований, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителей, и иных сделок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 24.11.2015 № 147-5-РС.

Земельные участки, на которых расположено недвижимое имущество, переданное Предприятию на праве хозяйственного ведения и праве аренды, используются без договорных отношений и без внесения платы за их использование.

В нарушение требований п. 4 Федерального закона от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Предприятием не осуществлено страхование 18 единиц автобусов, принадлежащих Предприятию на праве аренды и безвозмездного пользования, что влечет за собой риски осуществления Предприятием дополнительных расходов.

В нарушение требований п. 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» Предприятием не направлены сведения и документы об имуществе, приобретенном Предприятием в процессе хозяйственной деятельности, в орган уполномоченный на ведение реестра муниципального имущества в установленный срок, что привело к недостоверности сведений, содержащихся в реестре муниципального имущества, а также к отсутствию контроля за использованием муниципального имущества.

Значительный рост дебиторской задолженности по арендной плате от 327,63 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2019 до 7724,42 тыс. рублей по состоянию на 01.07.2019, обусловлен следующим.

В 2018 году Предприятию предоставлена муниципальная преференция, виде заключения договоров аренды без проведения торгов с одновременным предоставлением льготы по арендной плате в размере 95%.

В 2019 году в соответствии с п.3 ч.3 ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области принято решение об отказе в согласовании Предприятию преференции виде заключения договоров аренды без проведения торгов с одновременным предоставлением льготы по арендной плате в размере 95% по основаниям, установленным антимонопольным законодательством.

По состоянию на 14.10.2019 года договоры аренды с Предприятием не заключены, начисление арендной платы осуществляется за фактическое пользование муниципальным имуществом.

Установлены факты использования Предприятием имущества, переданного ему на ответственное хранение АО «ПАТП г. Курска», без правовых оснований (нарушение ст. 892 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В нарушение ст. 9 ФЗ №402-ФЗ Предприятием не утверждены:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями.

В нарушение п.15 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», на Предприятии не утвержден график документооборота.

В нарушение п.5 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ на Предприятии не утверждены формы регистров бухгалтерского учета.

В нарушение п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 №91н, отсутствуют инвентарные карточки имущества.

В нарушение ст. 20 ФЗ №161-ФЗ бухгалтерская отчетность Предприятия по итогам деятельности за 2018 год не утверждена собственником имущества.

В нарушение требований ФЗ №402-ФЗ, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 №49 инвентаризация имущества (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство и иные вложения во внеоборотные активы, денежные средства, денежные документы, дебиторская задолженность) не осуществлялась.

Нарушения, выявленные при проведении анализа доходов и расходов Предприятия, свидетельствуют об отсутствии на Предприятии эффективной системы внутреннего контроля, отсутствии должного контроля за организацией бухгалтерского учета, отчетности и системы внутреннего контроля (нарушение ст. 19 ФЗ №402-ФЗ).

По результатам контрольного мероприятия:

Предприятию направлено представление об устранении выявленных нарушений;

копия отчета о результатах контрольного мероприятия направлена в Прокуратуру города Курска.