| Контакты |
 
18.07.2018 16:03
Проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Курскэлектротранс»…

Состояние электротранспорта в городе Курске характеризуется высоким износом, крайне низкими темпами обновления подвижного состава и не вполне удовлетворительным техническим состоянием рельсового пути и контактных сетей.

Анализ целесообразности и результативности, осуществляемых муниципальным унитарным предприятием «Курскэлектротранс» (далее – Предприятие) фактов хозяйственной деятельности, формирующих экономически обоснованную стоимость перевозки пассажиров и багажа, показала следующее.

Преимущественный удельный вес в возрастной структуре вагонов трамвайных составляют вагоны с фактическим сроком эксплуатации от 20 до 40 лет – 61 вагон (81% парка трамваев).

Возрастная структура парка троллейбусов на 50% представлена объектами с фактическим сроком эксплуатации до 7 лет (нормативный срок амортизации троллейбусов по состоянию на 01.01.2018 года от 5 до 7 лет).

Троллейбусы с фактическим сроком эксплуатации более 15 лет составляют 26% парка троллейбусов.

В 2017 году общий объем вложенных в осуществление текущего и капитального ремонта подвижного состава и трамвайного пути составил 29 267,09 тыс. рублей, в том числе:

ремонт трамваев – 21 333,7 тыс. рублей;

ремонт троллейбусов – 7 932,6 тыс. рублей.

Общий объем запланированных на 2017 год ремонтных работ составил 315 463,3 тыс. рублей, в том числе:

трамвай 96 908,0 тыс. рублей,

троллейбус 45 395,0 тыс. рублей.

По парку трамваев потребность в ремонте превышает фактический годовой доход, полученный Предприятием при оказании услуги по перевозке пассажиров и багажа трамваем: в 2017 году непосредственно Предприятием получено 81 602,9 тыс. рублей, потребность в ремонте составила 96 908,0 тыс. рублей.

Затраты на ремонт всех категорий составили 9,3%, что является крайне низким значением, его значение обусловлено результатами финансовой деятельности Предприятия.

Показатели рентабельности за 2015-2017 годы имеют отрицательные значения как следствие убыточной деятельности Предприятия за данный период.

Коэффициент восстановления платежеспособности в проверяемом периоде имеет значение ниже нормативного, что свидетельствует об отсутствии у Предприятия возможности восстановления платежеспособности в ближайшие 6 месяцев.

При сопоставлении совокупных доходных и расходных показателей финансовой отчетности по итогам деятельности в период с 2015 года по 2017 год прослеживается стабильная тенденция превышения расходов над доходами.

В период с 2015 года по 2017 год доходы Предприятия преимущественно сформированы доходами от осуществления основной деятельности – от 48% до 59% с тенденцией к уменьшению к концу проверяемого периода.

На долю возмещенных из бюджета (городского и областного) доходов в совокупности приходится от 34% до 45% с тенденцией к увеличению в проверяемом периоде.

В проверяемом периоде соотношение собственных доходов Предприятия и доходов, полученных в форме возмещения из бюджета, имеет следующий вид:

2015 год – 1,9:1;

2016 год – 1,4:1;

2017 год – 1,2:1.

Таким образом, в динамике соотношения показателей доходности Предприятия прослеживается устойчивая тенденция сокращения собственных доходов относительно доходов, возмещаемых из бюджета, в целях выявления причин которой, проанализированы абсолютные показатели доходности, классифицированные по источникам их получения (собственные и возмещаемые из бюджета).

В отношении собственных доходов Предприятия в проверяемом периоде прослеживается устойчивая тенденция их сокращения – от 234 558,0 тыс. рублей в 2015 году до 191 242,0 тыс. рублей в 2017 году (на 19%). Преимущественно сокращение собственных доходов обусловлено сокращением доходов от осуществления основной деятельности по перевозке пассажиров – на 42 327,8 тыс. рублей или на 19% к 2017 году относительно 2015 года.

Наибольший удельный вес в структуре доходов от осуществления перевозки пассажиров приходится на доходы от реализации разовых билетов – 63-65%.

Сокращение общей суммы доходов от осуществления перевозок к 2017 году относительно показателей 2015 года обусловлено снижением доходов по всем видам доходов:

- доходы от реализации разовых билетов сократились на 19% (на 28 327,9 тыс. рублей);

- доходы от реализации проездных билетов сократились на 29% (на 4 089,5 тыс. рублей);

- доходы от реализации проездных социальных билетов сократились на 17% (на 8 572,3 тыс. рублей);

- прочие доходы от осуществления деятельности по перевозке пассажиров сократились на 7% (на 1 344,1 тыс. рублей).

Падение уровня доходов обусловлено сокращением выпуска подвижного состава на линию. В 2017 году, относительно 2016 года, выпуск трамваев на линию сократился на 9 ед., троллейбусов – на 12 ед.

Основная причина недовыпуска трамваев – техническое состояние. Износ парка трамваев 100%. Средний возраст 29 лет, при нормативном – 16 лет. Для поддержания парка трамваев в исправном состоянии необходимы запасные части, которые не приобретаются в связи с дефицитом денежных средств.

Выпуск троллейбусов на линию сокращается в связи с недокомплектом водителей троллейбусов на 23 человека и кондукторов на 62 человека.

Недовыпуск подвижного состава на линию влечет за собой снижение пассажироперевозки.

В отношении доходов, полученных в форме возмещений из бюджета, прослеживается тенденция увеличения – от 121 591,0 тыс. рублей до 160 994,0 тыс. рублей в 2017 году (на 32%).

Существенное увеличение в 2016 году возмещаемых из бюджета доходов (на 26%) обусловлено увеличением возмещений из областного бюджета (от 46 835,0 тыс. рублей до 85 657,0 тыс. рублей – на 83%).

В отношении доходов, возмещаемых из городского бюджета, прослеживается следующая тенденция:

- по итогам 2015 года возмещено 74 756,0 тыс. рублей;

- по итогам 2016 года – 67 273,0 тыс. рублей;

- по итогам 2017 года – 71 493,0 тыс. рублей.

Сравнительная характеристика собственных доходов и расходов Предприятия в разрезе видов транспорта, используемого для осуществления основной деятельности, показала стабильное сокращение расходов по трамваям, что обусловлено, отсутствием у Предприятия возможности осуществления ремонтных работ, необходимых для поддержания парка трамваев, который в соответствии с возрастной структурой, требует значимых финансовых вложений.

Отсутствие своевременных ремонтных работ сокращает выпуск трамваев на линию, что отражается на доходах, получаемых Предприятием от эксплуатации данного вида транспорта.

По итогам 2017 года в рамках осуществления основной деятельности Предприятием фактически оказаны услуги по перевозке 19 232,7 тыс. пассажиров.

Общая сумма доходов (включая прочие доходы) в аналогичном периоде составила 352 235,4 тыс. рублей.

Общая сумма расходов (включая прочие расходы) составила 397 654,1 тыс. рублей.

По итогам 2017 года доходность одного пассажира составила 18,3 рубля, затраты фактические на перевозку одного пассажира составили 20,7 рублей. Таким образом, затраты на перевозку одного пассажира превышают доходы на 2,4 рубля.

Действующий в 2017 году экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира - 16,8 рублей не покрывал фактические затраты (себестоимость) Предприятия на перевозку одного пассажира, в составе тарифа отсутствовали расходы, планируемые на развитие производственных фондов Предприятия.

В период контрольного мероприятия установлен экономически обоснованный тариф на 2018 год в размере 24,1 рублей.

О недостатке денежных средств свидетельствует факт «авансирования» Предприятия за счет средств городского бюджета, получаемых в форме возмещения стоимости оказанных Предприятием услуг по перевозке.

Так, лимит финансирования из городского бюджета на 2018 год составил 76558,6 тыс. рублей (дети – 27000,0 тыс. рублей, регулирование тарифа 49558,6 тыс. рублей.) За 5 месяцев 2018 года Предприятию предоставлено из городского бюджета 50102,0 тыс. рублей (65%). Полученные «авансом» средства городского бюджета направлены на уплату налогов (НДФЛ, страховых вносов).

В проверяемом периоде уровень дебиторской задолженности Предприятию составляет от 1 266,0 тыс. рублей до 2 035,0 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2018 года просроченная дебиторская задолженность отсутствует.

Кредиторская задолженность имеет устойчивую тенденцию увеличения за полученные услуги по электроэнергии, теплоэнергии, связи.

В период с 2015 года по 2017 год данная задолженность увеличилась практически в 2 раза – от 50 529,0 тыс. рублей в 2015 году до 86 418,0 тыс. рублей в 2017 году.

В 2017 году данная задолженность представлена преимущественно задолженностью за электроэнергию перед АО «КурскАтомЭнергоСбытом» (85 191,0 тыс. рублей) за 9 месяцев 2016 года и 9 месяцев 2017 года, в том числе просроченная задолженность составляет 78 618,0 тыс. рублей.

Задолженность перед прочими кредиторами в 2017 году представлена преимущественно (на 50%) задолженностью Предприятия перед центром транспортных услуг за реализацию единых социальных проездных билетов за 4 квартал 2017 года – по состоянию на 01.01.2018 года данная задолженность составляет 12 049,0 тыс. рублей, в том числе 7 192,0 тыс. рублей – просроченная.

Задолженность по оплате труда с начислениями по итогам деятельности в 2017 году представлена преимущественно (на 91%) задолженностью по отчислениям в Фонд социального страхования за 3 и 4 кварталы 2017 года – 22 337,0 тыс. рублей, в том числе просроченная 17 732,0 тыс. рублей. Задолженность по оплате труда составляет 4074,0 тыс. рублей – представлена начислениями за декабрь 2017 года.

Задолженность по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2018 года 22 462,0 тыс. рублей (13% кредиторской задолженности) – представлена преимущественно задолженностью по начисленному НДФЛ за 2,3,4 кварталы 2017 года - 16 853,0 тыс. рублей, в том числе просроченная составляет 15 153,0 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2018 года Предприятием не погашена задолженность:

по исчисленному к уплате НДС за 3 и 4 квартал 2017 года – 2 123,0 тыс. рублей, в том числе просроченная 1 253,0 тыс. рублей;

по начисленному за 3 и 4 кварталы 2017 года налогу на имущество - 3 315,0 тыс. рублей, в том числе просроченная 1 731,0 тыс. рублей.

В составе кредиторской задолженности Предприятия за запчасти и агрегаты преимущественный удельный вес приходится на задолженность перед ООО «Перспектива» за период с сентября по декабрь 2017 года за ГСМ – 2 316,0 тыс. рублей, в том числе просроченная составляет 1 654,0 тыс. рублей.

Общая сумма просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 года составила 135 135,0 тыс. рублей или 80% кредиторской задолженности, что свидетельствует об отсутствии у Предприятия возможности рассчитываться по своим обязательствам, является индикатором существенных финансовых проблем Предприятия и возможности утраты платежеспособности.