| Контакты |
 
29.03.2018 14:02
Завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок, осуществленных в 2017 году муниципальными дошкольными образовательными учреждениями на поставку продуктов питания»

Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись 82 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, из них 79 бюджетных учреждений и 3 казенных учреждения (далее – Учреждения).

Все Учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

В 2017 году Учреждениями заключено 3052 муниципальных контракта (договора) на общую сумму 290 214,3 тыс. руб., из них:

по итогам электронного аукциона – 105 на сумму 35 712,0 тыс. руб. (12,3 % от общей суммы);

по запросам котировок – 11 на сумму 1 968,7 тыс. руб. (0,7 % от общей суммы);

с единственным поставщиком (пп. 4, 5, 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ) - 2936 на общую сумму 252 533,6 тыс. руб. (87% от общей суммы).

Доля применения конкурентных закупок составляет всего 3,8 %, с единственным поставщиком – 96,2%.

Произведенные в 2017 году расходы на закупки являются целесообразными, так как, согласно уставам Учреждений, одним из основных видов деятельности является предоставление питания.

При анализе эффективности расходов на закупки рассчитаны абсолютный объем экономии (8 902,8 тыс. руб.) и относительный объем экономии (20,1 %).

Оценивая показатели объема экономии и конкуренции, можно сделать вывод о недостаточном соблюдении Учреждениями принципа обеспечения конкуренции, непосредственно влияющего на эффективность осуществления закупок. Несмотря на результативность расходов на закупки, факты, выявленные в ходе аудита в сфере закупок, не позволяют оценить эффективность расходов на закупки.

Выявлены нарушения ст.ст. 17, 21 Федерального закона №44-ФЗ, п. 4 Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Курск», утвержденного Постановлением Администрации города Курска от 29.12.2014 года №5116, п. 4 Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 года №1168, выразившиеся в несвоевременном утверждении и размещении в ЕИС Планов закупок на 2017 год и Планов-графиков на 2017 год.

В Планы закупок на 2017 год вносились изменения от 4 до 20 раз (в среднем 11 раз), в Планы-графики на 2017 год - от 3 до 19 раз (в среднем также 11 раз). Выявленное большое количество вносимых изменений в Планы закупок на 2017 год и Планы-графики на 2017 год может свидетельствовать о низком качестве планирования закупок Учреждениями.

В нарушение ч. 6 ст. 38 Федерального закона №44-ФЗ в проверяемом периоде из 99 контрактных управляющих 3 работника Учреждений исполняли обязанности контрактного управляющего, не имея соответствующего образования. Также имеют место случаи длительного непринятия мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования контрактных управляющих.

В ходе проведения анализа обоснованности расходов на закупки произведен сравнительный анализ цен, по которым проверяемыми объектами были закуплены продукты питания в 2017 году, со средними потребительскими ценами на товары и услуги по Курской области по состоянию на 09.01.2017 года, предоставленными Комитетом по тарифам и ценам Курской области. Анализу подвержено 57 муниципальных контрактов (договоров) на сумму 14 833,7 тыс. руб. Из 17 видов продуктов питания 11 закупались по ценам ниже средних по Курской области, 3 (куры охлажденные и мороженые, яйца куриные и сахар-песок) закупались по ценам выше средних по Курской области, при закупке 3 видов товаров (творог жирный, соль поваренная пищевая, крупа гречневая-ядрица) выявлено частичное превышение средних по Курской области цен.

В 2017 году Учреждениями заключено 3052 контракта, из которых 2864 заключено с индивидуальными предпринимателями, 135 - с юридическими лицами и 53 – с физическими лицами. При заключении муниципальных контрактов (договоров) Учреждения в проверяемом периоде отдали предпочтение индивидуальным предпринимателям. Количество и общая сумма муниципальных контрактов (договоров), заключенных с юридическими лицами, значительно уступают.

Согласно представленной Учреждениями информации в 2017 году заключено 53 договора поставки овощей (1,7% от общего количества муниципальных контрактов (договоров)) на общую сумму 1 134,02 тыс. руб. (0,4% от общей суммы муниципальных контрактов (договоров)) с физическими лицами без статуса индивидуального предпринимателя. Указанные договоры заключены в 30 Учреждениях из 82, что составляет 36,6%. Указанные закупки не согласуется с положениями ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой при заключении договора поставки товаров поставщиком-продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Установлено в 1-ом муниципальном контракте отсутствие формулировки «цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта», что является нарушением ч. 2 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ.

Анализом установления и применения заказчиком обеспечительных мер установлено, что размер обеспечения исполнения муниципальных контрактов составил пять процентов начальной (максимальной) цены контракта, что соответствует п. 6 ст. 96 Федерального закона №44-ФЗ.

В ходе анализа аукционной документации в 5 случаях выявлено нарушение ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44-ФЗ в части обеспечения исполнения муниципальных контрактов, а именно сумма обеспечения исполнения муниципального контракта рассчитана из суммы заключенного муниципального контракта, а не от начальной (максимальной) цены муниципального контракта.

В проверяемом периоде Учреждениями расторгнуто 930 из 3052 муниципальных контрактов (договоров), что составляет 30,5%. Процент расторгнутых муниципальных контрактов (договоров) в разрезе каждого Учреждения варьируется от 0% до 71,9%.

Учитывая специфику проверяемых объектов, высокий процент расторжения муниципальных контрактов (договоров) сложился оттого, что Учреждения осуществляли закупки в сферах с высоким уровнем риска неисполнения муниципальных контрактов (договоров) (закупка продуктов питания), количество и объем которых заранее определить невозможно. Таким образом, значительная доля расторгнутых муниципальных контрактов (договоров) Учреждениями не может расцениваться как аспект, отрицательно влияющий на эффективность их закупочной деятельности.

В соответствии с муниципальными контрактами, заключенными Учреждениями в 2017 году по результатам аукционов и котировок, поставка товара и его приемка производились регулярно (2-3 раза в неделю), а оплата производилась ежемесячно. В нарушение ч. 9 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ, п. 4 Положения о подготовке и размещении отчета об исполнении контракта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года №1093, в проверяемом периоде Учреждениями не составлено и не размещено ни одного отчета о результатах отдельного этапа исполнения муниципальных контрактов.

Принимая во внимание положительную экономическую результативность и достижение социально-экономического эффекта можно сделать вывод о результативности расходов на закупки.

По итогам проведенного аудита в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд выявлена низкая организация закупок Учреждением, выразившаяся в неисполнении сроков оплаты муниципальных контрактов (договоров).

Выявляемые нарушения и недостатки по результатам аудита в сфере закупок охватывают почти все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов.

В качестве причин выявляемых недостатков и нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок наряду со слабым знанием законодательства контрактными управляющими, отмечается сложность законодательства о контрактной системе в сфере закупок, включающего большое количество подзаконных нормативных правовых актов, а также нестабильность работы официального сайта www.zakupki.gov.ru.