| Контакты |
 
22.12.2017 11:06
Анализ эффективности осуществления от имени муниципального образования «Город Курск» прав акционера организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых находятся в муниципальной собственности…

Анализ финансово-экономического состояния хозяйственных обществ, с долей участи муниципального образования город «Город Курск» (далее – МО «Город Курск»), показал, что эффективность управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящимися в муниципальной собственности, целесообразно осуществлять в отношении хозяйственных обществ, действующих более года, доля в уставном (складочном) капитале которых МО «Город Курск» составляет 100% или является блокирующей (от 25% до 50%), а также не находящихся в процедуре ликвидации (банкротства):

Акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (далее – АО «ПАТП» (в стадии наблюдения));

Акционерное общество «Бюро кадастра города Куска» (далее – АО «Бюро кадастра»));

Акционерное общество «Бюро оценки города Курска» (далее – АО «Бюро оценки»);

Акционерное общество «Спецавтобаза по уборке города Курска» (далее – АО «Спецавтобаза»);

Акционерное общество «Предприятие по благоустройству города Курска» (далее – АО «Благоустройство»);

Акционерное общество «Курские электрические сети» (далее – АО «КЭС»);

Акционерное общество «Горсвет» (далее – АО «Горсвет»);

Общество с ограниченной ответственностью «СОЦ им. В. Терешковой» (далее – ООО «СОЦ им. В. Терешковой»).

Оценка экономической эффективности деятельности, осуществляемой акционерными обществами со 100% долей участия МО «Город Курск», показала:

обеспечить норму доходности, требуемую инвестором, акционером на вложенный капитал акционерными обществами со 100% долей участия МО «Город Курск» не удалось;

добавленная стоимость (экономический показатель, характеризующий эффективность использования капитала предприятия) по итогам 2016 года сформирована тремя из пяти акционерных обществ, однако сформированная добавленная стоимость не достигла значения, при котором хозяйствующий субъект мог получать реальный экономический доход:

АО «Бюро кадастра» - 8,0 тыс. рублей, минимальное значение не достигнуто;

АО «Благоустройство» - 296,0 тыс. рублей, минимальное значение не достигнуто;

АО «Спецавтобаза» - 50 745,0 тыс. рублей, находится в пределах оптимального значения (прогноз 2017 года по итогам 9 месяцев).

По результатам деятельности АО «Бюро оценки» добавленная стоимость предприятия составила:

в 2014 году – -2 287,0 тыс. рублей;

в 2015 году – 206,0 тыс. рублей;

в 2016 году – - 293 тыс. рублей.

На снижение добавленной стоимости в 2016 году повлияло одновременное увеличение расходов на 934,0 тыс. рублей и доходов на 435,0 тыс. рублей.

По результатам деятельности АО «Бюро кадастра» добавленная стоимость предприятия составила:

в 2014 году – 97,0 тыс. рублей;

в 2015 году – -312,0 тыс. рублей;

в 2016 году – 8, 0 тыс. рублей.

Изменение добавленной стоимости в сторону увеличения в 2016 году обусловлено одновременным увеличением доходов и расходов.

По результатам деятельности АО «Благоустройство» добавленная стоимость предприятия составила:

в 2014 году – 5 401,0 тыс. рублей;

в 2015 году – -2 536,0 тыс. рублей тыс. рублей;

в 2016 году – 295,0 тыс. рублей тыс. рублей.

По результатам деятельности АО «ПАТП» в период с 2015 года по 2016 год сформированная предприятием добавленная стоимость порог отрицательных значений «не перешагнула» – сократилась от 36 984,0 тыс. рублей до 15 410,0 тыс. рублей.

Основные факторы, повлиявшие на изменение уровня добавленной стоимости – сокращение расходов на текущую деятельность в размере 15 463,0 тыс. рублей при одновременном увеличении доходов на 6 096,0 тыс. рублей.

По результатам деятельности АО «Спецавтобаза» добавленная стоимость предприятия в результате осуществления деятельности в августе - декабре 2016 года составила 4 654,0 тыс. рублей. По результатам деятельности 9 месяцев 2017 года предприятием сформирована добавленная стоимость в размере 50 745,0 тыс. рублей (показатель является прогнозным – рассчитан по состоянию на конец 2017 года исходя из факта 9 месяцев 2017 года).

Значения добавленной стоимости, выручки и производительности труда по итогам 2016 года находятся в диапазоне оптимальных значений, что положительно характеризует деятельность предприятия.

Изменение добавленной стоимости в сторону увеличения преимущественно обусловлено увеличением среднегодового дохода предприятия на 62 577,0 тыс. рублей.

В проверяемом периоде общий размер полученных от акционерных обществ, в которых имеется доля муниципального образования, дивидендов составил 129,4 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году – 46,10 тыс. рублей,

в 2015 году – 24,40 тыс. рублей,

в 2016 году – 58,90 тыс. рублей.

При этом стоимость переданного в качестве вкладов в уставных капитал имущества составила:

в 2014 году – 185 278,73 тыс. рублей,

в 2015 году – 281 812,73 тыс. рублей,

в 2016 году – 499 331,73 тыс. рублей.

В период с 2014 года по 2016 год бюджетную эффективность использования имущества имеют следующие акционерные общества:

АО «Бюро кадастра» - 0,1 рубля в 2014 году (доля МО «Город Курск» 100,0 тыс. рублей);

АО «Благоустройство» - 0,2 рубля и 0,1 рубля в 2015 году и 2016 году соответственно (доля МО «Город Курск» 100,0 тыс. рублей).

Анализом целей и задач деятельности хозяйственных обществ с участием МО «Город Курск» установлено, что при создании АО «Бюро кадастра», АО «Бюро оценка» не соблюден принцип ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования могут выступать в качестве акционеров хозяйственных обществ, только в целях выполнения возложенных на них функций. Нахождение акций в публичной собственности должно гарантировать, что соответствующие организации будут заниматься конкретной публично значимой деятельностью (деятельностью общеэкономического значения), причем определенным образом.

Целесообразность создания хозяйственного общества для реализации полномочий по содержанию дорог и ремонта дорог местного значения в форме акционерного общества (АО «Благоустройство») должна быть проанализирована исходя из необходимости достижения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в данной отрасли.

Участие МО «Город Курск» в хозяйствующих обществах с долей участия до 50% должно быть пересмотрено с точки зрения экономических выгод (в том числе с точки зрения сохранности и доходности акции) и исключения рисков неэффективного вложения муниципального имущества в уставные капиталы.

Результаты проведенного экспертно-аналитического мероприятия свидетельствуют о низкой эффективности управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в собственности МО «Город Курск» (показатели экономической и бюджетной эффективности находятся на крайне низком уровне).

Передача имущества в уставные капиталы экономически не обоснована, не обеспечивается получение в городской бюджет дохода соизмеримого осуществленными вложениями.