| Контакты |
 
12.07.2017 13:40
Результаты контрольного мероприятия «Проверка достаточности мер по обеспечению сохранности имущества казны муниципального образования «Город Курск» (за исключением находящихся в муниципальной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ)»

Динамика показателей имущества, составляющего имущество казны свидетельствует о том, что работа по формированию реестра муниципального имущества (в части информации об имуществе казны) проводилась комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - Комитет по имуществу) в течении ряда лет.

В результате проведенной Комитетом по имуществу работы по организации формирования и ведения реестра муниципального имущества казны (далее – реестр) в электронном виде в 2013—2017 годах был обеспечен близкий к полному охват сведений на бумажных носителях их электронному отображению в реестре.

По состоянию на 01.01.2017 года в реестре отсутствует информация о 217 объектах наружного освещения стоимостью 12 533,9 тыс. рублей.

Положительной тенденций является осуществление Комитетом по имуществу государственной регистрации прав собственности муниципального образования в отношении имущества казны.

По состоянию на 01.01.2017 года право, собственности муниципального образования «Город Курск оформлено в отношении 4 516 объектов недвижимого имущества, что составляет 80% от общего количества недвижимого имущества учтенного в составе казны, по состоянию на 01.04.2017 года – 4 594 объекта или 81%.

Имущество, в отношении которого не осуществлена государственная регистрация права собственности, представлено в большей части объектами жилого фонда.

По состоянию на 01.04.2017 года в реестре содержится информация о 302 объектах имущества казны не имеющих стоимости, из них 201 объект - дорожное полотно (67 %).

Общая стоимость имущества казны, согласно данным бюджетной отчетности (ф. ОКУД 0503168, раздел 2), по состоянию на 01.01.2017 года составила 17 668 165 036,2 рублей и представлена следующими видами имущества:

- недвижимым имуществом стоимостью 6 003 584 120,92 тыс. рублей (3 877 объектов);

- непроизведенными активами (земельные участки) стоимостью 11 571 539 964,51 рублей (1 612 объектов);

- движимым имуществом стоимостью и материальными активами стоимостью 93 041 750,86 (11 600 объектов).

В реестре муниципального имущества (далее - реестр) по состоянию на 01.01.2017 года отражены сведения об имуществе, составляющего казну:

- о недвижимом имуществе в количестве 3 999 объектов, стоимостью 5  914 247851,25 рублей;

- о непроизведенных активах (земельных участках) в количестве 1 622 объектов, стоимостью 11 844 906 275 рублей;

- о движимом имуществе (в том числе материальные активы) в количестве 11 600 объектов стоимостью 93 041 750,86 рублей.

Проведенный анализ свидетельствуют о несопоставимости данных об объектах, составляющих казну, содержащихся в регистрах бюджетного учета с данными реестра на отчетную дату, что противоречит положениям п. 145 Приказа Минфина России от 01.12.2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бюджетного учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция №157н).

Данные регистров бюджетного учета об объектах, составляющих казну, не сопоставимы с данными реестра как в количественной, так и в стоимостной оценке по следующим причинам:

- не приняты к бюджетному учету объекты имущества по причине отсутствия стоимости при поступлении в состав казны (расхождения в количестве). Такие объекты подлежат обязательной оценке, которая осуществляется по общим правилам оценки нефинансовых активов (п. 23 Инструкции №157н), и последующему принятию к бюджетному учету. Указанная категория в основном представлена такими объектами как дороги;

- в нарушение требований п. 6 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Приказа Минэкономразвития № 424) должностными лицами земельного комитета города Курска (далее – Земельный комитет), ответственными за оформление соответствующих документов, не представлены в установленный срок сведения о земельных участках в Комитет по имуществу (орган, уполномоченный на ведение реестра);

- в нарушение требований п. 6 Приказа Минэкономразвития № 424 должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов, не предоставляются в Комитет по имуществу сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения (аренда недвижимого имущества, аренда земельных участков);

- в нарушение правового акта по бюджетному учету казны, положений учетной политики МКУ «Инспекция МНФ и ЗР г. Курска» (далее – Инспекция), утвержденной приказом от 05.05.2014 года №38 (далее – учетная политика), операции по поступлению имущества в казну в ряде случаев отражались в бюджетном учете при условии отсутствия первичного документа - выписки из реестра;

- операции по выбытию, внутреннему перемещению объектов нефинансовых активов в ряде случаев осуществлялись при условии отсутствия документов, являющихся основанием для осуществления таких операций (соглашение о расторжении договора аренды, акт приема – передачи);

- сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принятых к бюджетному учету, не соответствуют сведениям, содержащимся в Постановлении Администрации Курской области от 02.12.2016 года № 904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области»;

- отсутствие регламентированного взаимодействия органов местного самоуправления (учреждений) муниципального образования «Город Курск» по вопросам формирования как реестра (в части имущества казны), так и бюджетного учета имущества казны.

Результаты проведенной сверки данных реестрового и бюджетного учета непроизведенных активов (земельные участки) составляющих казну, показали, что стоимость непроизведенных активов, отраженных в составе нефинансовых активов имущества казны по состоянию на 01.01.2017 года, фактически занижена на 330 460,3 тыс. рублей или на 2,8 %.

Основная причина выявленных расхождений – нарушение Приказа Минэкономразвития № 424 должностными лицами Земельного комитета (не представлены в установленный срок сведения о земельных участках в Комитет по имуществу (орган, уполномоченный на ведение реестра).

Результаты сверки данных реестрового и бюджетного учета недвижимого имущества казны (за исключением земельных участков) показали, что стоимость недвижимого имущества казны (за исключением земельных участков), отраженного в составе нефинансовых активов имущества казны по состоянию на 01.01.2017 года завышена на 18 272,74 тыс. рублей или на 0,3 %.

Основная причина выявленных расхождений – нарушение положений бюджетного учета имущества казны (непредставление либо несвоевременное представление в Инспекцию первичных документов, являющихся основанием для принятия (списания) к бюджетному имущества казны).

Передача имущества, составляющего казну, в безвозмездное (возмездное) пользование отражается в бюджетном учете по счету 1 108 00 000 путем внутреннего перемещения объекта (по дебету, кредиту). При такой передаче имущество не выбывает из состава имущества казны).

Одновременно балансовая стоимость имущества, переданного в возмездное пользование, учитывается на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», а переданного в безвозмездное пользование - на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (п. п. 381, 383 Инструкции № 157н).

В результате анализа полноты отражения на забалансовых счетах стоимости имущества, составляющего казну (в том числе земельных участков) и переданного в возмездное пользование, установлено.

1) По результатам проведенной сверки стоимость непроизведенных активов (земельные участки переданные в аренду), подлежащая отражению на забалансовом счете 25.55, на 01.01.2017 года занижена на 52 774,2 тыс. рублей или на 3,2%.

Причины занижения:

- нарушение Приказа Минэкономразвития № 424 должностными лицами Земельного комитета (не представлены в установленный срок сведения о земельных участках, переданных в аренду в Комитет по имуществу (орган, уполномоченный на ведение реестра));

- нарушение положений бюджетного учета имущества казны (непредставление либо несвоевременное представление в Инспекцию первичных документов, являющихся основанием для принятия (списания) к забалансовому учету имущества казны.

2) В результате проведенной сверки стоимость недвижимого имущества, переданного в возмездное пользование и подлежащая отражению в забалансововом учете на счете 25.51 по состоянию на 01.01.2017 года, занижена на 11 957,9 тыс. рублей (4,6 %).

Достоверность бюджетного учета прямо зависит от организации документооборота и полноты проведения инвентаризации имущества казны перед составлением годовой бюджетной отчетности.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации устанавливается в рамках учетной политики.

График документооборота составляется, чтобы упорядочить документооборот в организации, в целях обеспечения своевременности получения бухгалтерской службой первичных документов, их учета и хранения.

Содержание графика документооборота имущества муниципальной казны (приложение № 3 приказа Инспекции от 17.12.2015 года № 102) не обеспечивает своевременность и полноту получения бухгалтерской службой Инспекции первичных документов. Необходимо утвердить график документооборота, соответствующий указанным требованиям (отразить последовательность действий всех подразделений, участвующих в формировании реестра и бюджетной отчетности определив даты, документы и назначить ответственных лиц).

По результатам проведенной перед составлением бюджетной отчетности инвентаризации нефинансовых активов имущества казны (распоряжение Комитета по имуществу от 22.04.2016 года № 04/307), указанные выше несоответствия не установлены, что свидетельствует о ненадлежащем проведении инвентаризации.

Учитывая положения п.145 Инструкции №157н о сопоставимости данных бюджетной отчетности и сведений, содержащихся в реестре в части имущества казны, инвентаризацию имущества казны целесообразно проводить при участии представителей Комитета по имуществу.

При поведении контрольного мероприятия установлен факт отсутствия в реестре имущества казны сведений об установлении обременения (ограничения) в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе представленных жилыми помещениями.

Причина – непредставление в Комитет по имуществу управлением по учету и распределению жилья города Курска необходимой информации, порядок предоставления которой установлен Приказом Минэкономразвития № 424.

В целях контроля за целевым использованием муниципального имущества Инспекцией в течение 2016 года проведено 912 проверок, из них проверено объектов движимого и недвижимого имущества казны – 143 объекта, переданных юридическим и физическим лицам на праве аренды или в безвозмездное пользование - 397 объектов (в т.ч. 49 объектов, переданных в безвозмездное пользование).

По результатам проверок установлены нарушения условий выполнения договора:

3 случая нецелевое использование имущества,

2 случая передачи арендатором муниципального имущества в субаренду без согласования с собственником,

38 случаев отсутствия договоров на содержание общего имущества.

Установлен ряд замечаний при использовании муниципального имущества казны:

неиспользование помещений, переданных в аренду, отсутствие благоустройства прилежащей к объекту аренды территории, ненадлежащее содержание муниципального имущества, непредставление договоров на содержание арендованных (переданных в безвозмездное пользование) объектов имущества казны.

Выездными проверками (проведенными при проведении контрольного мероприятия) установлены факты, свидетельствующие о недостаточности мер, принимаемых муниципальным образованием «Город Курск» направленных на сохранность имущества казны, а именно:

факты нецелевого использования имущества казны переданного в аренду;

факты ненадлежащего состояния имущества казны;

факты перепланировки объекта муниципальной собственности, при условии отсутствия разрешительной документации (не представлена в период проверки);

использование объекта муниципальной собственности без договорных отношений.

С количественной точки зрения размеры имущественного комплекса казны достаточно велики, т. е. есть все основания рассматривать его в качестве весомого обременения для муниципального бюджета (расходы на содержание).

Дальнейшее совершенствование системы управления имуществом казны муниципального образования «Город Курск» может быть рассмотрено по следующим основным направлениям:

передача имущества, ограниченного к приватизации, с учетом его целевого назначения определенным органам власти с последующим закреплением за подведомственными учреждениями и предприятиями;

передача имущества на другой уровень публичной власти при совершенствовании нормативного регулирования и после проведения ряда подготовительных мероприятий;

в отношении всего прочего имущества казны, которое не запрещено к приватизации, встают вопросы о целесообразности отчуждения, выборе его конкретного способа и момента реализации.

Реализация муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска на 2017 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации города Курска от 14.10.2016 года №3277, в 2017—2018 годах будет проходить в условиях более жестких бюджетных ограничений, что, по всей видимости, приведет к корректировке прежних ориентиров, однако такая цель как определение за каждым объектом муниципального имущества казны его целевой функции (с соответствующим спектром последующих решений) является на сегодняшний день актуальной.