| Контакты |
 
15.12.2016 14:16
Контрольно-счетной палатой города Курска завершено контрольное мероприятие «Проверка поступлений в бюджет города Курска платы за пользование жилым помещением (платы за наем)»

В результате контрольного мероприятия выявлено следующее.

Плата за пользование жилым помещением (плата за наем) является частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Постановлением Администрации города Курска от 18.03.2005 года №712 «О наймодателе муниципального жилищного фонда города Курска» (далее – постановление № 712) комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее – Комитет) и управление по учету и распределению жилья города Курска (далее – Управление) наделены функциями наймодателя при заключении договоров социального и коммерческого найма жилых помещений муниципального фонда.

Постановление № 712 не согласуется с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), другими действующими нормативно-правовыми актами, не предусматривает наделение функциями наймодателя в отношении специализированного жилищного фонда.

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются доходами местного бюджета.

С 01.01.2014 года решением Курского городского Собрания от 17.12.2013 года №99-5-ОС установлен размер платы за наем в размере от 1,47 до 2,14 рублей/ кв. м. В зависимости от месторасположения жилого помещения плата за наем может снижаться или увеличиваться на 10%.

С 01.01.2015 года решением Курского городского Собрания от 14.10.2014 года №174-5-ОС установлен размер базовой ставки платы за наем в размере 6,60 рублей/кв. м. При определении платы за наем учитываются коэффициенты, характеризующие показатели качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Отдельные категории граждан, а именно: малоимущие, инвалиды I, II группы, а также семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, проживающие в аварийных домах, жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением.

В 2014-2015 годах исполнение плана по доходам по данному источнику дохода составило: 1 956,9 тыс. рублей или 32,6% утвержденных назначений (6 000,0 тыс. рублей) в 2014 году; 10 385,9 тыс. рублей или 103,9% утвержденных назначений (10 000,0 тыс. рублей) в 2015 году. За 9 месяцев 2016 года поступление доходов по данному источнику дохода составило 11 726,9 тыс. рублей.

В Комитете в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по состоянию на 31.12.2015 года не отражена дебиторская задолженность ОАО «ЕРКЦ» в сумме 2 132,8 тыс. рублей (100% по строке 250 «Расчеты по доходам»), что, согласно ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. На момент проверки Комитет не принял исчерпывающих мер по взысканию дебиторской задолженности с ОАО «ЕРКЦ», не обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда. Полномочия по учету муниципального жилищного фонда города Курска не закреплены ни за одним отраслевым органом Администрации города Курска. Отсутствие в муниципальном образовании «Город Курск» нормативно-правовых документов, регламентирующих закрепление функций по учету муниципального имущества за конкретным отраслевым органом Администрации города Курска, является коррупциогенным фактором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка).

Согласно информации, предоставленной Управлением, за период с 2014 года по настоящее время заключено 2303 договоров найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Учет и регистрация договоров осуществляется Управлением в специализированных журналах на бумажных носителях. В электронном виде реестр учета договоров найма не ведется, что существенно затрудняет систематизацию сведений о количестве заключенных и расторгнутых договоров найма, приватизированных жилых помещений, а также получение оперативной информации о наличии договора найма по конкретному адресу. С июля 2014 года Управление регистрирует заключенные договоры найма в Системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «Дело». Это позволяет ускорить поиск информации по фамилии нанимателя или номеру договора, но не позволяет оперативно найти договор по конкретному адресу жилого помещения.

В нарушение п. 2 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 года №315, п. 3.1.7 Административного регламента Управления муниципальной услуги по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, заключению, изменению и расторжению договоров социального найма жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации города Курска от 15.11.2011 года №3438, характеристика предоставляемого жилого помещения, его техническое состояние, а также находящегося в нем санитарно-технического оборудования, специалистами Управления не указывается в паспорте жилого помещения, являющегося приложением к договору.

Заключаемые Управлением в проверяемый период договоры найма маневренного жилого помещения не соответствуют нормам типового договора найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года №42. В период проведения контрольного мероприятия форма договора найма жилого помещения маневренного фонда приведена в соответствие с типовым договором.

В проверяемом периоде Управлением заключались «Типовые договоры найма жилого помещения», текст которых совпадает с типовым договором найма жилого помещения в общежитии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года №42. Вместе с тем, Постановлением Администрации города Курска от 13.04.2012 года №1063 «О присвоении статуса «жилой дом» зданиям, использовавшимся в качестве общежитий и переданных в муниципальную собственность города Курска, присвоен статус «жилой дом» с применением правового режима, установленного для жилых домов, предназначенных для постоянного проживания граждан.

Комитетом в проверяемый период заключены муниципальные контракты (договоры) на оказание информационно-расчетных услуг по начислению и сбору платы за наем муниципального жилья, перечислению платежей в бюджет города Курска. Комитет не имеет права в силу статей 40, 41, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), ст. 155 ЖК РФ передавать полномочия администратора дохода местного бюджета по начислению, перерасчету платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, иным лицам. ЖК РФ допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда платежным агентом в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

На момент проверки на балансе Комитета числится имущества муниципального жилищного фонда балансовой стоимостью 553 801,5 тыс. рублей (остаточной стоимостью по состоянию на 01.10.2016 года – 308 353,2 тыс. рублей).

В нарушение ст. ст. 215, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 38, 51 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 года № 157н, на балансе Комитета числятся 3 объекта основных средств, не являющихся муниципальной собственностью (приватизированные жилые помещения).

На момент проверки по 215 жилым объектам площади помещений по информации ООО «Расчетный центр» (в целях начисления платы за наем) не сходятся с данными Перечня муниципального жилищного фонда города Курска (по информации комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска).

На момент проверки 2183 объекта, по которым начисляется плата за наем, не включены в Перечень муниципального жилищного фонда города Курска (по информации комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска).

6 объектов, по которым в сентябре 2016 года ООО «Расчетный центр» прекратил начисление платы за наем на основании имеющейся информации об их приватизации, на момент проверки числятся в реестре муниципальной собственности.

Без соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, Комитетом осуществлены расходы на отопление, содержание и текущий ремонт нераспределенного муниципального жилищного фонда по ул. Орловская, 20, общей площадью 1169,9 кв. м, на общую сумму 999,9 тыс. рублей. Факт нераспределения вышеуказанных квартир повлек недопоступление в бюджет города Курска за период с 01.01.2014 года по 01.11.2016 года в расчетной сумме 196,4 тыс. рублей.

Выборочной проверкой начисления платы за наем по заключенным Управлением в сентябре 2016 года договорам социального найма, а также в июле-сентябре 2016 года договорам найма специализированных жилых помещений, установлено, что по 32 жилым помещениям плата за наем не начислялась и не поступила в бюджет города Курска в расчетной сумме 33,6 тыс. рублей.

Динамика задолженности населения по перечислению платы за наем жилых помещений на счета ОАО «ЕРКЦ», АО «Единый центр процессинга и биллинга Курской области», ООО «Расчетный центр» имеет тенденцию к увеличению: на 01.10.2015 года – 5 474,5 тыс. рублей, на 01.01.2016 года - 6 396,6 тыс. рублей, на 01.04.2016 года – 7 759,9 тыс. рублей, на 01.07.2016 года – 9 544,2 тыс. рублей, на 09.10.2016 года – 12 329,7 тыс. рублей.

Вследствие отсутствия должного информационного взаимодействия соответствующих органов Администрации города Курска в составе задолженности имеются суммы, не реальные к взысканию. Например, по жилым помещениям по ул. Белгородской, д. №6, ком. №63 и по ул. К.Воробьева, д. 5, кв. 5 договоры социального найма жилого помещения прекращены в связи со смертью одинокого проживавшего нанимателя в 2015 и 2013 годах соответственно. Вместе с тем, по данным адресам числится задолженность по плате за наем в общей сумме 5,7 тыс. рублей.

В области предмета настоящего контрольного мероприятия коррупционных рисков в деятельности объектов контрольного мероприятия, коррупциогенных признаков в действиях (бездействиях) должностных лиц объектов контрольного мероприятия не выявлено.